Что в этом смешного: пять главных комических ролей Георгия Вицина
Вицин почти не давал интервью – по его словам, боялся их по старой школьной привычке, как экзаменов, на которых нужно что-то говорить. На сцену и в кино его привела застенчивость – он сознательно боролся с ней, заставлял себя заниматься в драмкружках, декламировать на публике, притворяться кем-то другим. Но все же эту детскую черту ему не удалось победить до конца, несмотря на все старания, и она проникла во все роли Вицина без исключения. Играл ли он робкого влюбленного, напыщенного глупца, труса или пьяницу – в каждом из этих персонажей есть нежность и трогательность. В честь 100-летнего юбилея со дня рождения актера m24.ru вспоминает пять его ключевых ролей в комедиях – с видеоиллюстрациями и историями из жизни. Нежный зоолог Костя Канарейкин "Она вас любит", 1957, реж. Семен Деревянский и Рафаил Суслович "Всех роскошных героев – высоких, речистых, с пламенным взглядом, – расхватали другие авторы на другие картины. А нам достался тихий, застенчивый человек со смешной фамилией "Канарейкин" и очень странной профессией – заведующий отделом хищников и обезьян местного зоопарка". Слова, которыми начинается фильм "Она вас любит!", оказались пророческими для дальнейшей кинокарьеры Георгия Вицина в кино. Образ застенчивого работника зоопарка Кости Канарейкина открывает череду сыгранных им трогательных недотеп и добрых мечтателей. Канарейкин, скромный человек в нелепой кепочке, отдает свое сердце девушке с обложки журнала "Огонек" – победительнице всесоюзных легкоатлетических соревнований Оле. Он пишет красавице письмо и по ошибке вкладывает в конверт фотокарточку блестящего во всех отношениях певца Ухова. В завязавшейся переписке Канарейкин покоряет Олю своими душевными качествами, и даже оказавшись рядом с красавцем-соперником Уховым (кинодебют юного Александра Ширвиндта), он побеждает с большим отрывом. Как пишет в своей книге "Эти разные, разные лица" киновед Сергей Капков, шестилетняя дочка Вицина Наташа, увидев папу в фильме "Она вас любит" в клетке со львом, заплакала: "Ну почему тебе такие плохие роли дают?! То тебя бьют, то ты куда-то падаешь, а теперь вот тебя лев может съесть!" Видео: YouTUBE/Filatov Anton Очаровательный дурачок сэр Эндрю Эгьюйчик "Двенадцатая ночь", 1955, реж. Ян Фрид Присущая Вицину доброта и мягкость превратили рыцаря Эндрю Эгьюйчика из непроходимого дурака, каким он предстает в "Двенадцатой ночи" Шекспира, в нежного мечтательного человека. Конечно, рыцарская честь – последнее, что приходит на ум, когда видишь Эгьюйчика-Вицина. Это взрослый ребенок, чья непосредственность делает его объектом насмешек окружающих. Кстати, работу Вицина над образом Эгьюйчика в пятидесятые отметило BBC. Об этом сам актер со смехом рассказывал в немногочисленных интервью – не забывая добавить, что американский диктор переврал его фамилию, назвав вместо Вицина "Выпиным". И это его-то, непьющего человека, возмущался актер. Видео: YouTUBE/Роман Носиков Эталонный безымянный алкоголик "Шаг навстречу", 1975, реж. Наум Бирман В это сложно поверить, но Георгий Вицин, виртуозно воплотивший за свою карьеру огромное количество образов пьяниц, в жизни почти не брал в рот спиртного и не использовал спиртное для вхождения в образ. Хотя окружающие в это не верили и периодически пытались проверить силу воли актера. Типичную историю он рассказывает в интервью журналисту Феликсу Медведеву в 1997 году. Однажды перед концертом в Кремлевской больнице его пригласили за стол и настойчиво начали предлагать выпить. Актер отнекивался – мол, на сцену еще, алкоголика играть. Поддался на уговоры – сыграл плохо и зарекся даже думать об алкоголе перед работой. "А если честно, я ведь мало употребляющий. Тяги нет. Особенно-то никогда и не было. Вот вы, наверное удивитесь – и некурящий я. Как-то в детстве попробовал, затянулся, плохо стало, и с шести лет завязал. Не курил, не пил. Вот и дожил до восьмидесяти. Хотя и сорта водки различаю хорошо, и запахи табака", – добавляет он. Видео: YouTUBE/oldneor Молодой дед Мусий "Максим Перепелица", 1955, реж. Иван Стаднюк В своих киноролях Вицин почти не зависел от своего возраста. Например, старого деда Мусия, деревенского "философа", соседа Максима Перепелицы в одноименной советской комедии, он сыграл в 38 лет – то есть за два года до роли юного Кости Канарейкина. Состарила его, конечно, и белая бутафорская борода, и искусственная плешь во всю голову, но больше всего – голос, осанка и жесты. Вицин придумал для деда Мусия совершенно особенную манеру держаться – слегка покачиваясь на старых, будто бы совсем больных ногах. За год до этого, в 1954 году он так же легко справился с ролью футболиста Васи Веснушкина в фильме "Запасной игрок" – совсем юного парня. "Надо было перед съемками растрясти свои жиры, чем я и занимался целый месяц на футбольном поле в Сухуми", – рассказывает Вицин в интервью киноведу Сергею Капкову. Видео: YouTUBE/Дмитрий Семенихин Пригожий Бальзаминов "Женитьба Бальзаминова", 1964, реж. Константин Воинов Однако роль Миши Бальзаминова, умытого и причесанного маминого мечтателя, стала главным рекордом Вицина в обмане возраста. Юношу на выданье он сыграл почти 50-летним. Заподозрить это, не зная года рождения актера, невозможно. Как рассказывает сам Вицин, он был утвержден на роль задолго до съемок, когда Воинов только задумал экранизацию "Женитьбы Бальзаминова". Начало работы откладывалось, прошло 10 лет – и даже режиссер, несмотря на близкую дружбу с Вициным, и слышать не хотел об его участии. А потом, уступив его уговорам, предложил без особого энтузиазма: "Ну попробуй сделать грим, посмотрим". "Я попробовал, приложив все свои живописные способности, и режиссер был просто поражен моим художеством. Я очень хитро поступил – там, где находил морщинки, прикрывал их веснушками. В общем, дорогих зрителей, извините, я обманул лет на 20. А было мне тогда 48", – рассказывал Вицин. Видео: YouTUBE/Классика Жанра