«Под взглядом Виктора Ахломова у нашего века было прекрасное лицо»
15 апреля не стало выдающегося фотохудожника Виктора Ахломова. «Известия» попросили друзей и коллег мастера вспомнить, каким он был, и рассказать о его творчестве. Всеволод Богданов, председатель Союза журналистов России: — Виктор Ахломов — великий наш фотохудожник. Это знаменитое имя «Известий», стоящее в одном ряду с выдающимися международными обозревателями, публицистами… Он очень любил журналистику, был предан профессии и своей газете. Фотографии Ахломова полны оптимизма, восторга перед человеком. Он действительно любил людей и сам был прекрасным собеседником, преданным семьянином. Личные качества для фотографа тоже очень важны, ведь для того, чтобы хорошо снимать, надо быть обаятельным, уметь расположить к себе. И у него эта способность была. Он был одним из первых в списке российских фотоакадемиков, для коллег он — настоящий учитель, и его авторитет был непререкаем. Павел Маркин, фотограф, декан факультета фотокорреспондентов им. Ю.А. Гальперина, заслуженный работник культуры РФ: — С творчеством Виктора Васильевича я знаком сызмальства. Еще в 1952 году я влюбился в фотоискусство, мечтал о работе фотокорреспондента. И образцом был для меня Виктор Васильевич. Я следил за всем, что он делает в «Известиях», не пропустил ни одного его снимка. А в начале 2000-х годов мы познакомились с ним очно. Меня пригласили в жюри конкурса «Золотой объектив», где он был председателем. И буквально сразу мы сошлись, подружились. Ахломов — это просто глыба. Сейчас передо мной висит мой портрет, сделанный им. И я поражаюсь: как он видел кадр, как строил композицию, как чувствовал человека… При этом в нем не было апломба, он разговаривал абсолютно просто. Несколько раз Виктор Васильевич выступал у нас на факультете с мастер-классами и каждый раз показывал что-то новое. Ребята не отпускали его по несколько часов, задавали вопросы, и он никому не отказывал, отвечал на всё, объяснял, демонстрировал… Он очень добрый, щедрый, постоянно присылал мне фотографии, дарил мне целые стопки, когда приходил на факультет, причем все — тщательно подписанные, с датами и именами изображенных людей. Дома у него всегда был идеальный порядок. Это был человек очень собранный и невероятно трудолюбивый. Работал каждый день, даже в преклонном возрасте. Фотокорреспондент — это тот, кто и в обычном явлении видит необычное. Он мне всегда говорил: «Стоит выйти на улицу без камеры, как тут же встретишь кадр, который, может быть, искал всю жизнь». Поэтому он не расставался с фотоаппаратом. Валентин Курбатов, писатель, литературный критик, член жюри литературной премии «Ясная Поляна»: — Мы привыкли вздыхать о скоротечности времени. Но посмотрите в лица современников, снятые лучшим фотографом, — и вы увидите, что ничего не проходит и не минует, если фотографом движет благодарность и нежность, если он глядит на современника с радостью. Не от этого ли в фотографиях Ахломова герои так страшно «родственны», внутренне близки и тайно едины, словно тут, на наших глазах, подхватывают слово друг друга и берегут в нем лучшее? Не надо говорить, что это люди одной традиции, одной культуры, одного высокого духа, одного века, знавшие разные дни, но неизменно оберегающие в себе главное: достоинство и пушкинскую тайную свободу. Мы любили в работах Ахломова своих актеров, своих музейщиков, своих поэтов, своих врачей и писателей. Мы сами осуществлялись в них, как будто они были нашим национальным зеркалом и в них отражались все пережитые нами страдания, все прочитанные книги и партитуры, все преодоленные несчастья и все золотые дни славы. Оказалось, у нашего века под взглядом доброго художника было прекрасное лицо, и оно опровергает все наветы своим светлым молчаливым свидетельством.