Самородок из Усть-Уреня
Часто приходится слышать пессимистические разглагольствования о том, что мы живём в бездуховном мире, что настала пора безвременья и упадка. И всякий раз возникает внутренний протест: неправда, не оскудела земля талантами, творческое горение и оптимизм и поныне присущи людям. Постараемся это доказать. Николай Гришин - талантливый художник-самородок, жизнерадостный, неугомонный человек, которому не исполнилось ещё и 60 лет, удивляет своим дарованием. Потому что красиво Живёт он в селе Усть-Урень Карсунского района. Вроде как все, с другой стороны человек необычный, даже нетипичный для этих мест. Вот взял и соорудил своими силами и средствами пруд под очень красивым названием «Берёзов овраг». Площадь водоёма составляет 3,3 гектара. Как можно было самому осилить такие масштабы? «Ничего такого», – улыбается в ответ: «В советские времена здесь был пруд сельхозназначения. В 90-е годы всё пришло в запустение. Пруд зарос кустарником и деревьями, а мне пришла в голову мысль возродить его и всё тут. Через аукционы выкупил эту землю, при помощи друзей возвели дамбу и запустили рыбу. Правда, в 2013 году небывалой силы ливни смыли дамбу, и вода вместе с рыбой ушла из пруда. Что же, пришлось влезать в кредиты, но вместе сыном всё восстановили заново, хотя с долгами расплачиваются по сей день. Озером-прудом пользуются с весны до поздней осени не только любители рыбной ловли, но и туристы. Они приезжают со всей округи, из области и даже других регионов. Многие едут просто отдохнуть семьями, потому что очень красиво - озеро, за ним горы и лес... Но для Гришина это только дополнительный доход на «хлеб насущный». Истинным призванием остаётся живопись. Художник-самоучка Страсть к рисованию проявилась у Николая с раннего детства, которое прошло в деревне Грязнуха Карсунского района. После окончания средней школы он ушёл в армию. Ему невероятно повезло, что его срочная служба проходила на Дальнем Востоке в Хабаровске. Город на берегах Амура с его широкими проспектами, роскошными дворцами, обилием художественных памятников и скульптур произвёл на молодого художника неизгладимое впечатление. Ничего похожего ему в сельской глуши видеть не доводилось. Все сослуживцы уезжали домой с оформленными им «дембельскими» альбомами. После окончания службы Николаю предложили остаться в армии на «сверхсрочку», но любовь к родине оказалась сильнее, он вернулся домой и остался работать в родном совхозе «Белозерский»», где его художественные способности по достоинству были оценены руководством: его приняли на работу художником-оформителем при сельском Доме культуры. Гришин оформлял наглядную агитацию для совхоза вплоть до женитьбы на девушке из соседнего села Усть-Урень, куда они переехали после свадьбы и где он проработал до пенсии. Он очень скромен. Всё время пытается увести разговор в сторону от своих картин, называя фамилии и имена других художников, которых считает подлинными мастерами. Родственники и знакомые даже поругивают Николая за его щепетильность и скромность. Виктор Зиновьев, 69 лет, учитель и наставник: - Я знаю Николая с детства. У него всегда была тяга к рисованию. Я намного старше его и тоже начинал работать оформителем и он постоянно ещё пацанёнком крутился в мастерской, как губка впитывал в себя все начальные азы работы с карандашом, красками. Я рад, что ученик превзошёл учителя. Вот вы упоминаете его картины с лошадьми. А посмотрите, как он работает со светом и цветом. Светлая солнечная дорожка пробежала по реке, и заискрилась, засверкала вода, серебром отливая на солнце. Огромная роль принадлежит цвету. Он, как аккорд в музыке, сообщает картине сразу определённое эмоциональное звучание. Сочетание серебристого блеска речной глади, залитой лучами солнца, приведённое художником к общему тональному единству, создаёт удивительно бодрое, светлое настроение. Чувствуется рука уже состоявшегося мастера кисти... Лошадок хочется покормить В разговоре о других художниках вдруг всплыло, что Николай Иванович, оказывается, поддерживает добрые отношения с родственниками великого живописца Аркадия Пластова, а именно: с Еленой Николаевной Холодилиной (женой сына Аркадия Александровича – Николая Аркадьевича) и с единственным внуком Николаем Пластовым. О самом Гришине нам впервые рассказал недавний герой нашей публикации «Солдат Господа» Максим Муравьёв, который вместе с земляками возводит однопрестольный храм Рождества Христова. Кстати, среди его добровольных помощников и Николай Иванович. - Я когда увидел его картины лошадок, мне сразу же захотелось их покормить... - рассказывал Максим. Сам Гришин не считает себя художником: «В нашем селе не все знают, что я пишу картины». Хотя его работами ежегодно любуются люди на выставках на традиционных праздниках – Дне Карсуна, Троицкой ярмарке, Днях сёл и др. Когда смотришь на его работы, сразу создаётся впечатление, что они сродни глубинной народной поэзии. Летние и зимние природные пейзажи. Они реалистичны и очаровывают своей трогательной красотой. Пишет Николай Иванович и портреты. На написание одного уходит недели две: «Если заказчик, видя свой портрет, расчувствовался и даже расплакался, то это значит, что я попал в самую точку. И мне становится радостно. Но это очень тяжёлый труд. И по времени, и по душевным, физическим затратам. Сколько раз приходится замазывать и стирать нарисованное, переделывать, начиная всё заново – этого никто не видит. Это хлеб со слезами». Олег Савко, член Общественной палаты Ульяновской области: - Вспоминается Вторая международная ассамблея художников «Пластовская осень» в 2012 году. В ней участвовали художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Волгограда, Перми и других городов России, а также из Армении, Белоруссии, Казахстана, Великобритании и Италии. Одна часть делегации жила у нас в гостинице «Сандей» в Урене, откуда в течение недели каждое утро разъезжались художники по пластовским местам, в Карсун или Языково на пленэр и этюды. Понятно, что художники подустали и как народ свободолюбивый попросили меня в выходной день организовать им воскресный уик-энд – куда-нибудь в глушь, в нетронутое царство природы и воды, чтобы отдохнуть, покупаться, попробовать настоящей ухи. Рано утром автобус увёз их на озеро в «Берёзовом овраге». Гости не появились ни к обеду, ни к ужину, ни к ночи. Сопровождающие докладывали, что художники «разбушевались» и наотрез отказались возвращаться в гостиницу. Сутки они наслаждались величием белозёрской природы, делали наброски, просто ловили рыбу и пели народные песни... Встречал, всегда был с ними и провожал их Николай Иванович - свой среди своих, равный среди равных. Художница из Казахстана подарила ему на память только что написанный ею на озере этюд, а питерский живописец и бард экспромтом посвятил ему песню.