«Даже селфи – это искусство». Сергей Шнуров о юбилее группы, деньгах и мате
13 апреля Сергею Шнурову исполнилось 44 года. Кроме того, созданная им группировка «Ленинград» празднует в этом году своё 20-летие. Радикально своё Елена Петрова, SPB.AIF.RU: Сергей, слышала, что в честь юбилея вы пишете книгу об истории группы. Это правда? Сергей Шнуров: Издание «Ленинград. Невероятная и правдивая история» не я пишу, а Максим Семеляк, в ближайшие месяцы оно выйдет. Это наблюдения человека, который всё видел своими глазами. Причём это уже вторая книга Максима о нас. Ну а двадцатилетие группировки отметим концертами, как же ещё? - Ну а наша страна в этом году отметит столетие революции. Каждый народ имеет такую историю, которую заслуживает? - Более того, каждый человек имеет такую судьбу, которую заслуживает. Давайте правильно жить здесь и сейчас, а не искать величия в прошлом или будущем. Каждый ведь может не плевать на улице, не пить плохие напитки, не есть некачественные продукты. - Когда историей не движут идеи, ею движут деньги? - Эпоха денег у нас, по-моему, так и не наступила. Если пенсионер получает 8 тысяч рублей, то где же эта эпоха? - Понятно, что денег нет, но держаться приходится. А искусство в этом может помочь? – Для меня чистого искусства не существует. Вот в мыслях обывателя – да, так же, как понятие «Творчество» с большой буквы или странное слово «вдохновение»... Всё это меня никогда не интересовало. – Так старое доброе искусство, которое не критиковало, а поддерживало человека, ушло в прошлое? – Нет, оно не умерло. Откройте «Инстаграмм»: каждое селфи – это сентиментальное романтическое искусство, оно существует, ушло в народ и стало общедоступным. Свечи, вечер, бокал вина, котик... Все с помощью этого пробуждают разумное, доброе, вечное. Ну а я не хочу попасть в общую струю. – Зато находятся певцы, которые стараются вам подражать, даже в использовании ненормативной лексики. – Невозможно идти в чьём-то фарватере и стать первым номером, так не бывает. Надо делать что-то радикально своё. Насчёт же ненормативной лексики – меня продолжают упрекать за её использование. На это отвечаю, что русский язык и матерные слова появились задолго до моего рождения. Я за то, чтобы русский язык использовать в полном объёме. А когда слышу жалобы на засилье иностранных слов, предлагаю посмотреть в словаре слово «изба», потому что даже оно – не русское. Наступление по всем фронтам – В петербургском музее современного искусства «Эрарта» закончила работу ваша персональная выставка «Ретроспектива брендреализма». Это ведь придуманное вами направление в искусстве, которым занимаетесь уже десять лет? – Брендреализм – это не совсем направление, это точка зрения, ракурс, критический взгляд. Ведь люди стали заложниками брендов, публика выбирает не качество, а марку. Всё, что попадает в медийное пространство, становится символом и, как следствие, – брендом. – А вас не смущает, что и сами им стали? – Да я кричу уже об этом лет десять: «Сергей Шнуров – это бренд!». Превращение произошло помимо моей воли. В начале своего так называемого творческого пути такую задачу не ставил. Потом в итоге собственного продвижения осознал, что стал брендом. Нравится мне это или нет? Давно уже не существую в таких категориях. Мне важнее: «интересно – не интересно». В данном случае – интересно об этом думать, рассуждать, отстраняться, приближаться, погружаться. Я вижу бренд во всём – Россия, президент, мама... – Каким вам видится будущее бренда «Сергей Шнуров»? – Буду заниматься экспансией, общим наступлением по всем фронтам, границы которых в современном мире размыты. Хочу развиваться и расти во все стороны. – Значит, будете продолжать заниматься визуальным искусством, хотя все знают вас не как художника, а как музыканта? – Нет, все меня просто знают! Группировка «Ленинград» – творческий союз боевых единиц, и мы уже давно выпускаем не альбомы, а клипы, потому что в медийном пространстве музыка без визуального ряда не воспринимается. – Поделитесь, как происходит ваш творческий процесс? – В основном путём размышлений, анализа, чтения. Я этим живу.