О гариках, бумаге и сонате
Театральный фестиваль на Ямале в очередной раз стал ярким, красочным событием для жителей арктического региона. В этом году он расширил границы и вырос до уровня окружного. Впервые фестиваль прошел в Ноябрьске, Новом Уренгое и Губкинском, где с моноспектаклем «Неслучайная встреча» выступил Сергей Маковецкий. Он сыграл отрывки из собственных спектаклей, рассказал публике самые яркие воспоминания из актерской жизни. В исполнении гениального актера прозвучали стихи и отрывки из прозы, а также зрители увидели редкие кадры из короткометражек, в которых он был задействован. Салехардцы посмотрели блестящий спектакль Московского Губернского театра Сергея Безрукова по пьесе Оскара Уайльда «Кентервильское привидение», любимый в Салехарде балет прославленной Мариинки и Михайловского театра. И профессиональные постановки от Игоря Губермана, Евгения Гришковца и Михаила Пореченкова. Заместитель директора Культурно-делового центра Олеся Тимошенко отметила: «На Ямале это единственный фестиваль такого масштаба, который дает уникальную возможность увидеть спектакли российского и мирового репертуара». О гариках Поэт и писатель Игорь Губерман выступил с творческим вечером «Гарики всех лет» на сцене окружного Центра национальных культур в Салехарде. Послушать его стихи пришли люди самого разного возраста: от студентов до пенсионеров. В начале вечера он сразу предупредил зрителей о двух важных вещах. Во-первых, в его стихотворениях есть строчки из русской классики, которые всегда имеют отличное от оригинала продолжение. Во-вторых - в произведениях присутствует неформальная лексика. Игорь Губерман читал стихи, посвященные совершенно разным темам - политике, выпивке, выборам. При этом он вплетал в свой рассказ мини-истории, которые происходили с ним в колонии, больнице, дома и за границей. Отдельный большой блок писатель посвятил евреям. «Вы знаете, мы народ необыкновенно поляризованный. На одном полюсе - ум, интеллект, сообразительность, быстрота реакции, смекалка. Словом, все то, что одни ненавидят, а другие, наоборот, уважают. Но зато на другом полюсе у нас такое количество дураков и идиотов, что любо-дорого посмотреть. Причем еврейский дурак страшнее любого другого, потому что он полон энергии, апломба и хочет во все вмешаться и все сделать хорошо», - сказал он. Автор знаменитых гариков рассказал истории про оба полюса. История первая. Если есть в зале меломаны, они, возможно, помнят имя знаменитого некогда скрипача Бусика Гольдштейна. В 1934 году ему было 12 лет, и этот мальчик в Москве, в Колонном зале Дома Союзов от всесоюзного старосты Калинина получал орден за победу на каком-то международном конкурсе. Перед началом церемонии его мама говорит: «Буся, когда тебе дедушка Калинин вручит орден, ты громко скажи: «Дедушка Калинин, приезжайте к нам в гости». Тот пытается возразить: «Мама, неудобно». Мама уверенно: «Буся, ты скажешь». И вот начинается церемония, Калинин ему пришпиливает орден, и послушный еврейский мальчик громко говорит: «Дедушка Калинин, приезжайте к нам в гости!». И тут же из зала раздается хорошо отрепетированный дикий крик Бусиной мамы: «Буся, что ты такое говоришь! Мы ведь живем в коммунальной квартире!» И что вы думаете? На следующий же день им дали ордер на квартиру. Теперь история с противоположного полюса. Год 1996-1997. В Америку на постоянное жительство въезжает пожилой еврей, в прошлом полковник авиации. Он проходит собеседование через переводчика, который мне это и рассказал. И на собеседовании чиновник из чистого любопытства спрашивает: «А чего вы уехали из России, вы ведь сделали такую карьеру?!» Полковник отвечает: «Из-за антисемитизма». Чиновник допытывается: «А как это вас лично задело? Все-таки вы доросли до полковника». Еврей говорит: «Смотрите, в 73-м году, когда в Израиле шла война, наша подмосковная эскадрилья готовилась лететь бомбить Тель-Авив. Так вот, представьте, меня не взяли!». Во второй части творческого вечера Игорь Губерман говорил много о России, чиновниках, семье и старости. Зрители долго аплодировали поэту, после чего он признался, что не умеет, как профессиональные актеры упархивать за кулисы, поэтому он просто поблагодарил пришедших людей и покинул сцену. О бумаге В третий раз Салехард посетил актер, театральный драматург Евгений Гришковец. Своей ностальгией по всему бумажному он поделился в моноспектакле «Прощание с бумагой». Для драматурга это очень личная и важная тема. Он до сих пор пишет свои рассказы и романы по старинке от руки. «Я все пишу обязательно от руки гелевыми ручками, а на компьютере печатаю только иногда по необходимости. У меня нет адреса электронной почты, и я не хочу его иметь», - рассказал Евгений Гришковец. По его мнению, ничто так не сохраняет время, как бумага. Вместе с исчезновением из жизни бумажных книг, утренних газет, писем исчезают ощущения и эмоции, которых во второй раз уже не переживешь. Отец троих детей Евгений Гришковец рассказывает, что у него сохранилась записка, которую он написал в роддом жене 17 лет назад, когда родилась дочь. Написал нелепым почерком, с ошибкой на каком-то медицинском бланке. И когда он берет эту бумажку, то сразу вспоминает все, что было. «И главное, вижу самого себя тем, который еще своего ребенка на руках не держал, волновался очень и поэтому написал с ошибкой... Когда спустя семь лет родился сын, он послал уже смс-сообщение. Разумеется, оно не сохранилось. Не сохранился телефон, с которого оно было послано, и тот, на который оно пришло. А даже если б сохранились - ну и что? Нет почерка, нет документа, нет свидетельства. Это могло остаться только на бумаге... Мы теряем память», - сетует актер. Далее он размышляет о том, как люди забывают почерки родителей, возлюбленных. «По почерку мы могли определить характер, настроение человека. А сегодня мы уже забыли, когда в последний раз опускали письмо в почтовый ящик или что-то печатали на машинке. Это уже никого не удивляет. Не удивляет и то, что на улице не встретить спешащего человека с тубусом в руках. Вместо этого у парнишки новомодный гаджет с доступом в интернет. Мы расстаемся не с бумагой, а с образом жизни. Навсегда», - напоминает Гришковец. В этот раз он привез не только массивные декорации и реквизиты, но и спецэффекты. Салехардцы увидели спектакль таким, каким его показывают в Москве, Санкт-Петербурге, Вене, Париже. О сонате Салехардцам также повезло увидеть известный спектакль «Крейцерова соната» в постановке Московского Художественного театра. Произведение, написанное Львом Толстым, остается актуальным и по сей день. Спектакль идет почти два часа и все это время держит в напряжении, как и положено произведению, где присутствует интрига. Зрелищность и выразительность спектаклю придали декорации с прозрачным черным тюлем, чемоданы и красные яблоки. Кстати, на импровизированный перрон, созданный работниками Культурно-делового центра по размерам Московского Художественного театра, ушло три кубометра леса и сто метров ткани. Михаил Пореченков блестяще справился с главной ролью. В фильмах «Агент национальной безопасности» и «Реальный папа» актер больше играл обнаженным торсом и бицепсами. В «Крейцеровой сонате» артист сумел глубоко прочувствовать и очень тонко передать характер своего героя Позднышева. Действие спектакля сразу затягивает и не отпускает до конца. Несмотря на участие замечательного актерского состава, именно игра Пореченкова передает всю мощь, страсть и робость души его героя. Очень удачно подобрана музыка: на протяжении всего спектакля скрипка по мере нарастания тонко и точно передает состояние героя. Как надорванная струна мается и стонет его душа. Блестяще сыграв на трубе, Пореченков поставил жирную точку в этой сложной, но такой современной истории. Театральный фестиваль удался, это подтверждают отзывы побывавших на спектаклях ямальцев. О фестивале «Впервые театральный фестиваль был заявлен как «мужская версия». И это оказалось интересным. Откровения ярких представителей сильного пола о ревности, любви, предательстве и верности производят сильное впечатление. Ироничный Губерман, покаянный Пореченков – на это нужно и должно смотреть. Возможно, это позволит мужчинам и женщинам - существам с разных планет - лучше понять друг друга», - высказалась театрал-любитель Лилия Горохова. «Для меня театральный фестиваль - это возможность увидеть столичных звезд, посмотреть спектакли, обсудить их с друзьями за чашкой чая после премьеры. Спасибо руководству департамента культуры за шанс увидеть таких известных людей, как Игорь Губерман, Чулпан Хаматова, Нонна Гришаева, Михаил Пореченков и другие», - поблагодарила Хасана Боязитова. По словам театралки Татьяны Макаровой, такие фестивали важны и для детей, и для взрослых, особенно в современном мире цифровых технологий. Эти спектакли знакомят детей с произведениями. Взрослые же могут хоть ненадолго возвратиться в детство, а некоторые спектакли заставляют задуматься или отвлечься от реалий жизни. Для Ольги Ефремовой театральный фестиваль - это расширение границ интеллекта, возможность сопереживания, воскрешение чувства прекрасного, источник творческих порывов, иллюзия столичной жизни. Елена Трегуб, ИА «Север - Пресс».