Кинофестиваль "Дубль дв@" начинает показ последнего конкурсного фильма
Фильм - о монахе, в которого вселился бес по имени Легион. Монаха Ивана замечательно играет Тимофей Трибунцев. Его герой, уже одержимый темными силами, является настоятелю монастыря, и тот готов взять на попечение нового странного насельника. Однако тревожные эти странности, эти зловещие необъяснимости будут нарастать день ото дня, пока не станет всем ясно, что без дьявола здесь не обошлось. В роли беса Легиона очень хорош, на мой взгляд, Георгий Фетисов. Его чудесные деяния поданы на грани гротеска, пародии, режиссер напропалую каламбурит, и уже никого не удивит явление в затхлом монастыре самого Николая I, императора Всея Руси, у которого, как на грех, сломается в карете рессора. Как в "Орлеане" неизбежно возникали параллели с "Мастером и Маргаритой", так при просмотре "Монаха и беса" неотвратимо придет на ум вечная история Фауста. Бесу подвластно все: поймать преогромную рыбу к монастырскому обеду, вычистить заросший колодец или чудесным образом привести в порядок лопнувшую рессору в императорской карете - это для него плевое дело. Будут в фильме куда более удивительные трансформации и сюжетные кульбиты, не всегда последовательные, но занятные и живописные. В зависимости от убеждений, картину можно читать как угодно. Можно как сугубо клерикальную - если всерьез верить в божественные чудеса. А можно - как ядовитую пародию на клерикализм, на само православие. Можно как славицу святой наивной вере, а можно - как новый "Праздник святого Йоргена", где хорошо прошлись не только по церковным штампам-канонам, но и по пресловутой русской духовности, которая оправдывает и жуткие дороги, и непролазную грязь, и повальное пьянство, и тотальное воровство. На этом фоне попытки пофилофствовать с лукавым бесом на темы жизни и смерти, дьявольского и божественного, добра и зла - воспринимаешь как чистой воды абсурдятину. И остается самое бесспорное в этой картине - фантастически интересные актерские работы.