Одна из лауреатов конкурса «Учитель года – 2017» (о Елене Сафоновой мы писали ранее) Валентина Юрьевна Харина работает в детском саду – но не воспитательницей, а инструктором по физкультуре. В садик она пришла сразу после института. На вопрос, почему судьба молодой преподавательницы сложилась именно так, а не иначе, статная Валентина Юрьевна пожимает плечами: «По профессии я, конечно, учитель физической культуры. Но сначала так получилось, а потом я поняла, что с самыми маленькими работать интереснее, поскольку их легко увлечь и мотивировать на достижение результата». Сам детский сад № 3 производит такое же смелое впечатление, как и его представительница: скорее, он располагает к увлекательным играм, чем к той строгой и зачастую казённой дисциплине, которую многие помнят по прежним годам. Здесь светло, много необычных игрушек, расположенных таким образом, что они пробуждают интерес даже у взрослых, а само здание выглядит похожим на японский летний домик. Впрочем, и путь в профессию для Валентины Юрьевны также оказался необычным: «У меня мама - врач, а папа - строитель, работал в егерском хозяйстве. Моя дочка, которой пять лет, не говорит, что будет «как мама». Мне кажется, каждый должен выбирать то, что ему самому нравится». Тем не менее, любой интерес имеет свои корни: «На меня повлиял мой педагог – Валерий Геннадьевич Аристархов. Он первый заметил во мне азарт, стремление к цели и помог развить физические качества. Именно таким должен быть педагог – показателем и идеалом». И сама Валентина Юрьевна старается ставить себе всё новые и новые цели. Профессия педагога для неё совсем не заключается в званиях и наградах, поскольку, как она скромно признаётся: «Я ещё до конца не осознала сам факт моего награждения. Думаю, всё так и останется на своих местах». И мечты такого вот необычного инструктора по-прежнему не потеряют ни остроты, ни актуальности: ведь такая мечта стоит того, чтобы бежать за ней и передавать эстафету следующим. «Учитель физкультуры – это образец к подражанию. Если учитель не может сам сделать какое-либо упражнение, то как же он будет учить детей? У нас есть челночный бег, группа состоит из 28 человек – и я с каждым из них бегу и сдаю с ними этот бег. Это стимулирует детей: «Ух ты, Валентина Юрьевна так быстро бежит, а я так не могу! Догоню её!» И любимая детьми Валентина Юрьевна будет только рада, если они догонят и, возможно, когда-нибудь, перегонят её. «Да, бывало и такое, что кто-то из детей, допустим, прыгает дальше меня. Им надо немного поддаваться, чтобы развивать в них дух соперничества. Особенно для детей постарше – им нравится сам дух эстафеты и соревновательные игры». На вопрос о нашем спортивном будущем учитель года отвечает так: «Есть и такие дети, которые ходят в различные секции – дзюдо, плавание – это самые популярные. Они занимаются наравне со всеми, а выделяются только на соревновательных занятиях. Ведь каждый ребенок в чём-то индивидуален – кто-то более гибкий, кто-то может дальше пробежать. Но этих ребят видно сразу, особенно когда идёт отбор на соревнования по типу «Малышок». Первое и самое главное правило для преподавателя – не забывать о том, что наряду с вундеркиндами есть дети, чьё здоровье или поведение не позволяют им достичь высоких результатов. Озорников, например, можно активно привлекать к групповой работе: «В каждой группе есть и более подвижные, и задиристые, и эмоциональные – вот именно им и надо доверить роль капитана или ведущего. Или поставить во главе колонны». Таким образом, можно как приучить детей к командной работе, так и привить им ответственность и дать выплеснуть эмоции в нужное русло. Потому что, как уверяет преподавательница, «у всех детей есть командный дух, все способны сплотиться и «болеть» за команду». Но иногда проблемы детей не ограничиваются только подвижностью. Например, «дети бывают ленивы, их надо заинтересовать. Бывают те, которые думают, что не смогут, – но и у них получается. Как-то мы осваивали новое упражнение с мячом, называется «Ухват», одна девочка всё время жаловалась и опускала руки. Но уже через три дня, когда она наконец-то смогла его выполнить, её было просто не остановить – она сумела заинтересовать упражнением даже родителей». Вообще дети более склонны относиться к физкультуре как к игре, а не как к чему-то обязательно-нормативному – именно это и помогает им легче развивать свои физические навыки. «Детям с медленной реакцией, – уверяет Валентина Юрьевна, – командная работа тоже нужна, они «подтягиваются» к остальным детям, которые лучше развиты физически». Многие детки уже с раннего возраста начинают портить здоровье неправильным положением тела при сидении, использованием гаджетов и т. д. Однако насчёт последнего родители воспитанников Валентины Хариной могут не беспокоиться: «Здесь эта проблема неактуальна, поскольку у нас дети постоянно чем-то заняты». Волнует другое: «Сейчас многие дети имеют I группу по здоровью, большая часть детей – II-III группы, также я лично сталкивалась с детьми с V группой. Дети сейчас вообще постоянно находятся в опасном положении, и из-за этого у них происходит нарушение двигательных качеств». Но, несмотря на все сложности, Валентина Юрьевна с убеждённостью Холдена Колфилда, желавшего ловить детей «над пропастью во ржи», говорит: «Главное – индивидуальный подход. Чем с большим количеством детей ты занимаешься, тем более разные задания ты должен перед ними ставить. И тогда всё выполнимо».