Зинаида Серебрякова: своя среди чужих, чужая среди своих?

Одна из первых профессиональных женщин-живописцев в России. Училась у Осипа Браза, то есть получила серьёзное системное художественное образование, а не рисовала на досуге, от случая к случаю. Первый из одиннадцати разделов экспозиции обозначен как “Начало пути”. И действительно здесь представлены ранние работы художницы. Интересно проследить развитие и становление будущего мастера. Наряду с несколькими автопортретами есть изображения членов её большой и знаменитой семьи, а также пейзажи родного имения в Нескучном (Харьковская губерния). Вообще пейзажам в творчестве Серебряковой отведена не меньшая роль, чем портретам. А порядочное число автопортретов (self-portrait) не говорит о самолюбовании девушки и тому подобном: в плутоватой улыбке улавливается намёк на самоиронию. Или так улыбается юность. Автопортрет. Зинаида Серебрякова Архитектура помещения с первыми тремя частями выставки визуально изменена: сглаживаются углы в едином движении к основному отделу экспозиции. Цвет стен чутко и ненавязчиво поддерживает доминирующие тона картин. Центральная часть выставки посвящена последним дням существования мира, в котором родилась и выросла художница. 1917-й год несёт гибель прошлого, но Серебрякова остаётся верна своему стилю, создавая светлые, воздушные полотна. Запечатлевает близкие ей сцены сельской жизни, быта, людей, с которыми вынуждена будет вскоре расстаться. С большой теплотой написаны портреты крестьян – практически везде указаны имена позировавших, потому что это не абстрактные крестьяне, каких сотни, а конкретные люди: это Лукьян, а это Марья, знакомьтесь. Пейзаж. Село Нескучное. Зинаида Серебрякова Зельфира Трегулова отмечает, что, даже потеряв всё самое дорогое (от болезни умирает муж, разорено родовое имение), Зинаида Евгеньевна проносит через все свои произведения удивительную любовь к жизни, любовь к красоте, природе и человеку. Где бы Серебрякова ни была (переезжает в Петроград), повсюду с ней её искусство. Меняются используемые материалы (из-за повсеместного дефицита), а человечность и живость образов сохраняются. В 1924 году Зинаида Серебрякова уехала в Париж (заказ по работе), не подозревая, что вернуться на родину (где остались мать и двое из четверых детей) ей не удастся. За границей она прожила больше половины своей жизни и умерла в возрасте восьмидесяти двух лет, оставив огромное творческое наследие. Девочки сильфиды. Балет Шопениана. Зинаида Серебрякова Во Франции у Зинаиды Евгеньевны были почитатели, но популярности она не снискала, потому что не последовала за авангардной “модой”, стояла особняком от художественных объединений (даже от “Мира искусства” в своё время, в котором всё же “числилась”). Заняла собственную нишу, развивая традицию истинной красоты и “русскости” в живописи. Внук художницы Иван Валентинович Николаев говорит, что работы Зинаиды Серебряковой любят за обаяние и гуманность, искренность и понятность зрителю. Зельфира Трегулова: “Эта выставка задаёт много вопросов, но не даёт ответов”.

Зинаида Серебрякова: своя среди чужих, чужая среди своих?
© Ревизор.ru