Учитель года мечтала стать им с детства

На фото: Елена Сафонова (на снимке – справа) Учителем года-2017, как сообщал ранее «ТВ-МИГ», стала педагог начального образования Елена Сафонова. Ваш корреспондент встретилась с лауреатом и попросила рассказать её о секретах своего профессионального мастерства. Первое, что приятно поразило меня при встрече с Еленой Вячеславовной, был её голос – очень мягкий, с материнской и даже немного опекающей интонацией, а также та атмосфера спокойствия и искреннего участия, которой она окружает себя. И в ходе разговора с этой улыбчивой и всегда доброжелательной женщиной стало ясно, что педагогика для неё – не просто профессия, а образ жизни. Как признаётся сама учитель года, «эта профессия была выбрана с детства. К семи годам я решила, что буду работать учителем. Сначала были мысли стать преподавателем истории и английского, но начальные классы всё же победили». На вопрос о том, что же подтолкнуло маленькую девочку к такому серьёзному и не по возрасту ответственному решению, Елена Вячеславовна отвечает с улыбкой: «Наверное, я просто всегда это знала. Ну и к тому же личный пример сыграл не последний роль – у меня была замечательная учительница, Ирина Владимировна, которая стала не только преподавателем, но и воспитателем для всех нас, первоклассников». Профессия учителя – одна из самых сложных. Классы большие, все дети очень разные. Много непосед. Удерживать их внимание целый урок – очень непростая задача. Только опыт помогает. А ещё – творческий подход. «Это и интерактивные игры, и групповая работа. Например, сильные ученики ставятся в одни группы, дети с не столь блестящими результатами – в другие. При этом надо учитывать все возможности детей», – рассказывает Елена Сафонова. Проблема технической осведомленности младшеклассников и их заинтересованность в интернете беспокоит Елену Вячеславовну, но не считает её такой уж непреодолимой. Она не запрещает детям приносить в школу электронные гаджеты: «Дети приносят в класс телефоны, планшеты, так же как и игрушки… Они остаются детьми: всё так же добры и готовы идти за учителем. Возможно, они стали менее отзывчивыми, но зато более смелыми, энергичными, они стали проявлять большую техническую подкованность и знают практическое применение многих вещей, которые ставят в тупик старшее поколение». Первая учительница и сама подаёт ученикам пример, создав собственный интернет-сайт с важными для неё и детей цитатами. Например, такая: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни. Источник интересов, целей и деятельности – субстанция общественной жизни» (Белинский). Эта мудрость стала жизненным кредо для педагога. Или вот того же автора: «Честные люди всегда имеют дурную привычку со стыдом опускать глаза перед наглостью и нахальной подлостью». Не правда ли, знакомая для многих ситуация? Иногда мысли, выбранные Еленой Вячеславовной, поражают своей кажущейся пародоксальностью: «Чтобы жить спокойно, нужно затратить не меньше усилий, чем для того, чтобы править миром» (Констан). «Молодого специалиста может удивить огромное количество энергозатрат как в процессе проведения урока, так и в его подготовке, – пояснила Сафонова, чем данный афоризм так привлёк её внимание. – Надо быть всегда интересной и соответствовать ожиданиям учеников. Молодой специалист может растеряться от разнообразия характеров детей, надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка». «Конечно, важны организаторские качества, эмпатия, способность благодарить и быть благодарной, умение радовать, восхищаться, ценить и, самое главное, руководствоваться принципом «не навреди». Мы как-то больше привыкли, что данный принцип относится к врачам. На мой недоумённый вопрос Елена Вячеславовна отвечает, что мера ответственности у педагога не меньше, чем у доктора: «Ты можешь не понять ситуацию, сложности между одноклассниками, можешь недопонимать их психологические качества и, тем самым, подорвать веру в правду и справедливость». Именно потерю ребёнком веры в правду учительница называет главной ошибкой педагогики: «Дети – маленькие чистые люди, мягкие, как пластилин, перед которыми ты чувствуешь ответственность за развитие у них нравственных качеств. А учитель начальных классов, естественно, заменяет им в чужом помещении маму. Очень важно, чтобы дети любили учителя и следовали за ним, а значит, каждому из них необходима теплота и ласка». В какой-то мере Елена Вячеславовна стала «мамой» для многих поколений своих учеников – ведь за 22 года её педагогического стажа те, кто уже выросли, многие сами обзавелись детьми и хотят, чтобы их тоже повела за собой в мир знаний их самая первая учительница. «Дети, – с восхищением говорит педагог, – никогда не перестанут удивлять нас своими высказываниями». Как утверждает Сафонова, за поколения детская натура в целом не переменилась, переменилось другое: «Да, есть разные категории родителей: одни чрезмерно опекают детей, другие отстранённо относятся к ним. Общество такое, рождают детей некоторые буквально на износ. Часто ребёнок задает такие вопросы, которые показывают, что он попал в сложную ситуацию, и я всегда стараюсь ему помочь из неё выйти. Бывают целеустремленные дети, чьим порывам не даёт развиться неправильное поведение родителей. Нужна солидарная работа ребёнка, семьи и школы, чтобы воспитывать ребёнка добротой». – Как же достичь этой цели в условиях классного часа среди совершенно разных школьников с зачастую диаметрально противоположными характерами и интересами? – Постараться вовлечь в классную деятельность, в создание различных проектов. – Будут ли они включать в себя технические инновации? – Да, без сомнения. В нашу жизнь в скором времени войдут электронные учебники и ресурсы, но они никогда не заменят простое общение между учеником и учителем, их единомыслие и сосредоточенность их поступков на какой-то определённой задаче. А пока мы играем, готовясь к урокам. У нас есть игровой уголок, настольные игры, литературно-художественные и научно-познавательные издания. Современные дети всё так же любят читать, как и раньше. Как считает Елена Вячеславовна, увлечённость ребёнка чтением зависит от родительского примера, но можно привлечь к чтению хорошей увлекательной литературы и на уроках. Как оказалось, у младшеклассников есть свои бестселлеры – например, цикл книг Андрея Усачёва о деревне Дедморозовке и книга Ирины Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А». Так что, если постараться, даже из самого неусидчивого озорника можно сделать хорошего ученика. Главное – это целеполагание, оно особенно важно на уроках математики, для которых учительница ищет новые пути, методы и приёмы. Это необходимо в первую очередь для самих учеников: они могут отвлекаться и из-за пустяковой ошибки неправильно решить задачу, алгоритм которой им известен. Как сказала напоследок Елена Вячеславовна с радостным и немного таинственным видом мудрой волшебницы: «Школа – это возраст, когда каждый уверен в своих силах».

Учитель года мечтала стать им с детства
© ТВ-МИГ