Назло Интернету: школьников заставят работать руками
Сенаторы решили вернуть в школы трудовое воспитание и внесли соответствующий законопроект в Госдуму. «Процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции», — написано в законопроекте, который совершенно открыто восстанавливает нормы патриархального разделения труда на мужской и женский. «Мы предлагаем, чтобы мальчики умели держать в руках молоток, чтобы могли забить гвоздь, чтобы девочки могли стоять у плиты», объяснил концепцию «хорошо забытого старого» зампредседателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Кресс. Давно надо приучать детей, что все, чем они пользуются в жизни, кто-то делает руками, а не скачивает из Интернета, поддерживает инициативу президент Фонда «Образование Обществу» Лидия Фролова. «Современные школьники в массе своей вообще не знают элементарных бытовых вещей, не говоря уже о том, чтобы уметь что-то делать своими руками. Мы имеем поколение, которое думает, грубо говоря, что булки растут на деревьях. Трудовое воспитание — хорошо, пусть оно будет называться „Технология“, не в названии суть — это еще и способ ликвидации жизненного инфантилизма, бытовой безграмотности», — сказала она «Ридусу». Фролова приводит в пример Финляндию, где профессиональная подготовка является частью программы среднего образования. «Финских школьников учат работать руками, причем прививают им такие skills, которые каждому человеку наверняка пригодятся в реальной жизни: например, поменять колесо на автомобиле или приготовить обед. То есть школа не готовит из детей будущих „синих воротничков“ и не делит работу по половому признаку. Разумная профориентация дает ребенку возможность попробовать разные профессии на вкус своими руками», — разъяснила она. Противники восстановления в школах «уроков труда» в основном подпитывают свой скептицизм воспоминаниями о советской школе, где на этих занятиях мальчики шли налево, девочки направо. И если девочек в самом деле обучали мало-мальски нужным вещам (как вставлять нитку в иголку и т. п.), то профориентация мальчиков имела мало общего с действительно нужными в жизни навыками (слово skills тогда не знали). Например, пацанов учили работать на заводских станках — как-будто все они собираются стать профессиональными токарями. «Зато сейчас у нас выросло какое-то поколение сплошных экономистов и юристов, как-будто вода из крана течет с помощью юрконсультаций. Уроки труда должны дать понять ребенку, что все работы хороши — выбирай на вкус!» — резюмирует Фролова.