Запретные и открытые пространства человеческого сознания в спектакле IDEM
ТАЛЛИНН, 30 мар — Sputnik, Владимир Барсегян. В постановке заняты группа "АудиоКинетика", эстонские и русские актеры Кристо Вийдинг, Маарья-Лийз Лилль, Татьяна Космынина, Екатерина Кордас, Сергей Фурманюк, Наталья Дымченко. Sputnik Эстония встретился с Татьяной Космыниной, которая выполняет в этом проекте еще одну роль: опрашивает добровольцев, рассказывающих ей о том, как и с чем идентифицируют они себя в этом мире. Эти рассказы должны инспирировать дальнейшее творчество постановщиков, музыкантов и актеров. - Как точно называется ваш проект? — Называется он IDEM, люди произносят это по-разному, некоторые говорят IDEM с ударением на первую гласную, кто-то с ударением на вторую. Но правильного варианта нет, кто как хочет, тот пусть так и называет. В названии заключено слово "идентификация". - Тема проекта была придумана не вами, а задана некими кураторами? — Совершенно верно. Эту тему — самоидентификация, поиск, самоопределение — предложили кураторы, которые представляют Vaba Lava. Программа этого года называется In/out, и в ее рамках уже вышло несколько спектаклей. Мы выходим одними из последних, если не последними. До нас были спектакль "Я лучше станцую с тобой", в котором играет Николай Бенцлер, только что получивший премию Союза театральных деятелей Эстонии как лучший исполнитель роли второго плана. Потом "Сирийские сказки", потом была постановка Светланы Григорьевой. А вот теперь мы. - Как строится работа над подобными проектами? Кураторы Vaba Lava сами выбирают, кому принять в них участие или объявляется конкурс? — Насколько я знаю, действительно существует конкурс, в котором каждый может участвовать. Но что касается кураторской программы, то тут несколько иначе. В прошлом году "АудиоКинетика" — компания творческих людей, которая сгруппировалась вокруг Александра Жеделёва, — успешно выпустила представление "Механическое пианино", и оно даже было названо театральным открытием года. Как результат — эта же компания получила предложение кураторов сделать проект на тему "идентификация". - Значит, если можно так выразиться, лицом проекта является Александр Жеделёв, который и подобрал состав команды для его реализации? — Я думаю, скорее, это лица: Александр Жеделёв и Артём Гареев — команда "АудиоКинетики". Они считаются двумя равноправными авторами этого перформанса, который мы готовим. - Сейчас идет подготовительный период, когда к вам приходят люди, вы с ними разговариваете, задаете вопросы, записываете ответы. Кстати, о чем эти вопросы? — Я задаю вопросы обо всем. Интервью и опросы людей — одна из составляющих подготовки к этому перформансу. Когда мы своей командой обсуждали тему идентификации, то вдруг поняли, что наши мнения чаще всего совпадают — мы люди одного возраста, примерно одного социального положения. И поэтому нам понадобились другие люди — чтобы расширить наши горизонты. А круг вопросов касается самых разных аспектов идентификации. Это может быть идентификация профессиональная, кто-то считает, что прежде всего его характеризует его профессия. К примеру, "я актер" или "я врач". И именно это определение ведет его по жизни. Мы не можем обойти и территориальную тему, например "я живу в Эстонии" или "я живу в Каламая", ведь это практически "национальность" — жители этого района Таллинна даже проводят свои праздники. Есть идентификация "я нарвитянин", и это тоже как отдельная "национальность". Со мной поделился один наш известный журналист, что он какое-то время не определял себя ни как русского, ни как эстонца, а именно так — русский житель Нарвы. Ведь это своя определенная субкультура. Также мы интересуемся идентификацией гендерной, сейчас это тоже активно обсуждается. К примеру, если вы себя идентифицируете как мужчина, то что это значит в вашем случае? Какие обязанности на вас лежат? - Уже только из этих нескольких вопросов становится понятно, что у вас накапливается огромный объем материала. Что вы с ним будете делать? — Он станет источником вдохновения и осмысления. - То есть вы не в прямом смысле этого слова театр.doc*? — Нет, это точно не театр.doc. Потому что мы эти интервью на сцену не выносим. Эти интервью для нас исследование. Мы уже отслушали более пятидесяти человек. У нас, как я уже говорила, есть профессиональная, территориальная, гендерная идентификация, есть идентификация религиозная. Сочиняя вопросы, я думала, что религиозная тема, тема верований станет самой болезненной, самой интимной. Готовясь перейти в разговоре к теме религии, я ожидала, что люди будут ставить заслон и говорить: "Нет, я не хочу разговаривать на эту тему!" А что оказалось? Что тема религии сейчас самая открытая и люди спокойно рассуждают о Боге, рассказывают, как они молятся. Какая самая тема больная, вы знаете? Политика! Если спросить о политических предпочтениях — люди начинают закрываться, спрашивать: "А что такое? В чем дело? Почему вы спрашиваете? А зачем я должен отвечать?" И начинают вести себя так, как будто я стала интересоваться их интимной жизнью. Я спрашиваю: "Вы верите в Бога?" — и они отвечают легко. А когда я спрашиваю, за какую партию они голосуют, отказываются отвечать. Мне кажется, что у нас вообще сбились понятия о добре и зле. Это не нормально. Как мы этот вывод отрефлексируем, в какой художественной форме — я не знаю. - Кто создает художественный текст постановки? — У нас нет художественного текста. Я составила некое текстовое либретто, хотя в данном случае либретто не совсем точное слово. Этот текст, который может стать для нас источником вдохновения, — набор штампов, представлений о том, что такое идентификация, какие типы идентификации существуют… Но текста впрямую нет — это все-таки перформанс, а не драматический спектакль с сюжетом, диалогами и ролями. - Насколько во время представления для вас будет важно взаимодействие со зрителями и их непосредственная реакция? — Мы хотим, чтобы у нас с ними был постоянный диалог. - То есть само представление будет продолжать ранее начатое исследование? — Я думаю, что да. Правда, сейчас я не могу точно сказать, как это будет выглядеть. Во что это сформируется, я пока не знаю. Но нам очень хочется, чтобы зрители, которые к нам придут, стали также и соучастниками. Была идея (и сейчас она находится в разработке) создать мобильное приложение, которое можно будет использовать во время спектакля. Может, мы будем использовать людей, чтобы они своим мнением влияли на ход нашего спектакля. - То есть финал каждого представления не может быть определен заранее и зависит от реакции зрительного зала? — Это точно, ведь у нас исследование. А полученную информацию мы будем преобразовывать в творчество. - Когда назначен день премьеры? — На 12 мая. Играем также 13 и 14 мая, и если наш спектакль состоится, если все получится, то мы сыграем его еще несколько раз. *Справка Театр.doc — это документальный театр, основанный на подлинных текстах, интервью и судьбах реальных людей, является особым жанром, существующим на стыке искусства и злободневного социального анализа. Творческие группы создают спектакли на основе встреч с реальными людьми на самые актуальные и своевременные темы окружающей действительности. Используются свидетельства реальных людей, техника verbatim, "глубокая импровизация", театральные игры и тренинги.