Почему Голливуд «закрыл» нуар — эффективнейшее средство рекламы зла
С окончанием Второй мировой войны американский кинематограф захлестнула волна нуара. Этот специфический жанр обрел множество поклонников, и неудивительно: бессмысленные киноподелки, на фоне которых развивалось черное кино, служили ему отличной рекламой. Об этом жанре, вышедшим далеко за рамки киноэкрана и шагнувшим прямо в человеческие жизни, рассказывает обозреватель ИА REGNUM, кинокритик, сценарист и режиссер Валерий Рокотов. Нуар являл противовес инфантильному и надуманному, он выглядел очень взрослым и серьезным, он казался жанром, который предъявляет жизнь такой, как она есть. А жизнь в изображении нуара была несправедливой, бессмысленной, опостылевшей, убивающей в обреченном человеке человеческое, вынуждая его становится волком-одиночкой, потому что иначе не выжить. Закон, мораль и чувство локтя становились объектом насмешки, и в извечной битве добра со злом нуар утверждал зло. При этом нуар не прятал свою философию за труднодоступными метафорами, а был легко доступен для понимания. Иными словами, принять его позицию можно было вполне осознано. Что и произошло, например, с двумя актерами, которые исполнили главные роли в культовом фильме «Черная полоса». Этот нуаровый детектив отличался от привычного детектива тем, что его цель — не раскрыть преступление и наказать виновных, а заставить искать спасения из безвыходной ситуации тщетно бьющегося над своим оправданием героя. Фильм отлично справлялся со своей задачей — вызвать у зрителя отвращение к жизни. Звезда Голливуда Хэмфри Богарт и фотомодель Лорен Бэколл, между которыми на съемках этой ленты завязался бурный роман, в 1947 году создали вместе с другими либеральными коллегами по цеху так называемый Комитет защиты Первой поправки (гарантировавшей гражданам свободу веры и слова). В качестве участников Комитета они даже промаршировали у Белого дома. Шла так называемая «охота на ведьм», и гражданские права попирались так неприкрыто, что выступить в их защиту было естественным стремлением человека. Однако весь гражданский активизм звездной пары испарился сразу же, как им сделали непрозрачные намеки в отношении неприятностей, которые они на себя призывают. В итоге Бэколл объяснила свое участие в Комитете тем, что их просто использовали, а Богарт поспешил издать исполненную покаяния статью под названием «Я не коммунист». Впоследствии они, беря пример с героев нуара, наплевали на совесть и демонстративно зажили в свое удовольствие, назвав это в противовес Комитету в защиту первой поправки «Крысиной стаей». Что касается нуара, он цвел и шагал по стране победоносно, и также быстро был убран. Предпочтение было отдано другим способам разрушения традиционного общества, при том, что нуар выполнял эту задачу на отлично. Почему же его убрали с экрана? Узнайте подробности в статье: «Богарт и Бэколл: да здравствует Крысиная стая!» Читайте все материалы Валерия Рокотова