Лев Толстой как зеркало перформанса
"Война и мир" в постановке группы Gob Squad Премьера театр Мюнхенский театр "Каммершпиле" показал спектакль "Война и мир" -- проект британско-немецкой театральной группы Gob Squad. Какое отношение эта постановка имеет к роману Льва Толстого, проверил РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ. Спектакль начинается еще в фойе -- актеры в телесного цвета трико и накидках, имитирующих старинные вечерние платья со шлейфами, выходят к зрителям, выбирают кого-нибудь из них и тихо о чем-то спрашивают, записывая ответы в блокнотики. Зачем -- становится понятно после звонка. Пока публика рассаживается в зале, то и дело раздается звук колокольчика, и актеры представляют своих "подопечных", выводя их на сцену или подводя к бортику бельэтажа, остальным зрителям: зовут так-то, из такой-то семьи, тем-то интересуется, там-то работает -- в общем, минимальный набор для того, чтобы начать непринужденную, ни к чему не обязывающую светскую беседу. Например, в салоне. Вот как в салоне Анны Павловны Шерер из романа "Война и мир". Собственно говоря, весь спектакль Gob Squad своего рода салон, в который приглашены зрители. Была бы воля авторов (постановки этой известной группы -- коллективное творчество, список режиссеров и перформеров всегда совпадает), так всю публику, наверное, рассадили бы за столики для создания непринужденной атмосферы. Но в театральном зале освободили место лишь для пары столов с напитками и закусками, прямо перед сценой. За ними вместе с ведущими оказываются лишь трое из тех, чьи личные данные стали достоянием общественности. Они в "Войне и мире" становятся соучастниками представления. А видеокамеры делают их беседы с перформерами достоянием всего зала -- на двух из трех больших экранов, висящих на сцене. Сочинение Gob Squad, конечно, не является формальной инсценировкой романа Льва Толстого. "Война и мир" взята, во-первых, за название -- в мире, хотим мы этого или нет, объективно пахнет войной, а во-вторых, как пример великого произведения, не знать которое стыдно, но которое не все читали от начала до конца. На прямой вопрос: "Кто читал роман Толстого?" -- руку в зале поднимает в лучшем случае один из десяти. Своих собеседников перформеры то соблазняют, то отговаривают читать оригинал -- увесистая потрепанная книга с закладками переходит из рук в руки, а ее краткое содержание в пересказе отдает банальностью. Для тех, кто знаком с творчеством Gob Squad, ничего удивительного в форме их нового представления нет -- вот уже более 20 лет эта двуязычная группа, сегодня состоящая из семи человек, не просто соединяет мультимедийные и театральные выразительные средства, но и разрабатывает новые способы коммуникации с публикой. Пассивным наблюдателем зрителю здесь точно не быть. Вот, скажем, в "Войне и мире" один из авторов-актеров просит девушку-соведущую или дать ему пощечину, или поцеловать его. Она, правда, отказывается и от того и от другого. А завтрашняя может и согласиться. Обаяние, остроумие, умение вести заинтересованный импровизированный диалог и при этом не разрушать структуру всего представления -- этим качествам у Gob Squad можно только поучиться. Что касается структуры, то после "салонных" бесед знакомые персонажи Толстого в спектакле все-таки появляются. Но лишь как гротескное модное дефиле: из стоящего посреди сцены шатра навстречу публике выходят актеры, преображенные какими-нибудь новыми деталями своих и без того экстравагантных нарядов. Кто -- нелепым париком, кто -- накладным гульфиком, кто -- клоунским мундиром. Царь Александр I и император Наполеон представлены чуть подробнее, ведь это они решали судьбы мира. Но важны все-таки для Gob Squad не конкретные герои толстовской эпопеи, а некий карнавал истории, протянувшийся с позапрошлого, толстовского века до наших дней,-- находится место и карикатурному Ленину, смачно, взасос целующему "зеркало русской революции", и Микки-Маусу, и Мэрилин Монро, и даже современным политикам. Слово за слово, шутка за шуткой, один видеоэффект за другим, но каким-то ненасильственным образом на сцене действительно создается образ безумного мира, населенного разнообразными живыми людьми и при этом чреватого жуткими конфликтами. Задавая простые вопросы, показывая простые предметы (среди которых будут и орудия убийства), вроде дурачась, пританцовывая, развлекая собравшихся и болтая чепуху, Gob Squad в конце концов оставляют зрителя в растерянности и тревоге. В финале полуторачасового вечера сцена, весь вид которой до этого будто протестовал против привычек театрального иллюзиона, красиво преображается -- сверху высыпается порция белого снега, шатер съезжает в сторону и картинно рушится, а перформеры стоят, грустно замерев перед сгущающейся темнотой. Возможно, Льву Толстому эта неожиданная метафора всеобщего бессилия и обреченности перед стихийностью мировой истории как раз понравилась бы.