Состоялся финал драматургического конкурса «Действующие лица»
В 14-й раз конкурс русскоязычной драматургии «Действующие лица», который проводит театр «Школа современной пьесы», подвел итоги. За 14 лет он реально стал международным: в потоке пьес (в этом году их было 403) есть тексты из Мексики, Канады, США, Израиля, Белоруссии... При поддержке Российской государственной библиотеки по искусству ежегодно выпускается сборник «Лучшие пьесы года», в котором публикуется топовая десятка. Финал весьма оригинален: он проводится в виде лаборатории «Класс молодой режиссуры», на которой режиссеры-дебютанты, выпускники и студенты различных театральных вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Минска представляют 15-минутные этюды на основе выбранных пьес. Главная интрига сохраняется до конца: кого из десяти худрук театра Иосиф Райхельгауз выберет победителем? Кто из этих ребят поставит спектакль в будущем сезоне на основе представленной заявки? В этот день в театре царит небывалый ажиотаж. Носятся все как угорелые: артисты, занятые в этюдах, режиссеры, постановочная часть, для которой этот день — настоящий ад: каждый этюд идет в своей локации, зал трансформируется в течение пяти минут, зрители переходят из одного помещения в другое, руководствуясь программкой-гидом, регламентирующей эту стремительную «бродилку». Среди зрителей — критики, гости из Петербурга, из региональных театров (Рязань, Серпухов, Калуга, Ногинск) и, конечно, бледные драматурги, для которых трактовка их текстов оказывается подчас шокирующей. Иосиф Райхельгауз, худрук театра «Школа современной пьесы», основатель конкурса «Действующие лица»: «С начала XX века в театре наступило время режиссеров. Драматург дает материал для спектакля, а режиссер имеет право делать с этим материалом все, что сочтет нужным». Каждый этюд длится не более 15 минут: на мониторах установлен таймер, отсчитывающий секунды. Укладываются не все. Ведь за эти 15 минут участник конкурса должен раскрыть сюжет пьесы и внятно показать, на что он способен как режиссер. Екатерина Кретова, арт-директор конкурса: «В этом году отмечается столетие революции. Но этот факт не задел драматургов: их по-прежнему волнуют вечные темы — любовь, одиночество, поиск своего места в жизни, жажда счастья. И надо признать, что эти темы раскрываются довольно пессимистично». Итак, кто и как боролся за победу? Оксана Погребняк (ГИТИС, мастерская И.Л.Райхельгауза) с пьесой Олега Охотникова «Города одиночества». Рассказ об исчезнувшем молодом человеке в формате студенческой вечеринки. Андрей Цисарук (ГИТИС, мастерская И.Л.Райхельгауза) с пьесой Евгении Кокшаровой «Только хорошее, или Давай поженимся». Семейное примирение за столиком привокзального кафе под лозунгом «Будь самим собой». Галина Зальцман (Театральный институт им. Б.Щукина, мастерская Ю.Н.Погребничко) с пьесой Александра Углова «Листовка». Вечер воспоминаний двух гениальных советских физиков в стиле соцреализма. Юрий Николаенко (Санкт-Петербург, ЛГИТМИК, мастерская С.Я.Спивака) с пьесой Виктора Алексеева «В раю найдется место для каждого». Двое голых мужчин, прикрытых газетами, беседуют о смысле жизни после смерти. Юлиана Лайкова (ГИТИС, мастерская Е.Б.Каменьковича и Д.А.Крымова) с пьесой Глеба Бородинского «Любовь к трем половинам». Диалоги о Чехове с элементами фарса и белой горячки. Даниил Сарычев (Киев, Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. И.К.Карпенко-Карого) с пьесой Павла Федоровского «Случайные наблюдения». Кинохроника о равной бессмысленности войны и пацифизма. Филипп Гуревич (ГИТИС, мастерская О.Л.Кудряшова) с пьесой Сергея Давыдова «Коля против всех». Психологический монолог о силе музыки и нереализованных амбициях. Олег Долин (ГИТИС, мастерская С.В.Женовача) с пьесой Елены Коллеговой «Мышонок-суперсыщик». Сказка о мышах с масками и музыкой Генделя. Николай Постнов (ГИТИС, мастерская В.Р.Беляковича) с пьесой Евы Аракелян «Бадис-Бадис». История о том, как сбежать из маленького города, а также кадры из соцопроса с ответами людей на вопросы типа «что делать» и «кто виноват». Олег Молитвин (Санкт-Петербург, ЛГИТМИК, мастерская А.А.Праудина) с пьесой Ольги Строкан «Просто так». Вполне традиционная история о встрече двух одиноких и несчастливых людей. Обсуждение оказалось лаконичным и жестким: режиссеры да и драматурги услышали упреки в банальности тем и художественных приемов. Но в то же время и похвалу — за оригинальность того же самого. А главное, за желание писать пьесы и ставить спектакли. Победителя Иосиф Райхельгауз объявил в кафе, после того как претенденты выпили по бокалу вина — чтобы радость была сильнее, а поражение не таким обидным: «Дорогие, внимание! Я готов объявить победителя! Это этюд Олега Долина по пьесе Елены Коллеговой «Мышонок-суперсыщик». Ответом был громкий ликующий возглас — драматург и артисты, участвовавшие в показе, не стали сдерживать эмоции. И это был, конечно, сюрприз: впервые за историю конкурса победителем стал детский спектакль!