Пять примет современного театра от Галины Волчек
Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек провела долгожданную встречу со зрителями. Галина Борисовна так объяснила причину первой за долгое время встречи: «Отдаю свой долг перед Государственной Третьяковской галереей, которая предложила в рамках большого проекта «Оттепель: лицом к будущему» поговорить с публикой». — Я очень плохо училась в школе, — начала Волчек рассказ о своем родстве с Третьяковкой. — Школа для меня была местом не очень приятным, и я сбегала с уроков. Моим убежищем была Третьяковка. Дом, в котором я жила, а это дом деятелей кино, находился на Полянке, рядом с галереей, и целыми днями я ходила среди картин. Правда, в старшем классе, посмотрев фильм с моим любимым Жаном Габеном, больше времени стала проводить в кинотеатре, — призналась режиссер. Любовь к кино у дочери выдающегося оператора и режиссера Бориса Волчека осталась по сей день. Актрис Чулпан Хаматову, Алену Бабенко, Светлану Иванову она впервые увидела на киноэкране и пригласила в «Современник». Тема оттепели интересует Волчек и в кино. Однако о сериале «Таинственная страсть» по роману Василия Аксенова с любимой своей актрисой Чулпан Хаматовой в роли Беллы Ахмадулиной говорить не стала. А вот про «Оттепель» Валерия Тодоровского — охотно: — Очень люблю эту картину, и песня «Я думала, это весна, а это оттепель» мне очень и очень нравится. По просьбе зала Волчек поделилась личными воспоминаниями об оттепели. — Оттепель — это выставки художников, на которые мы все ходили. Стояли в огромных очередях. Оттепель — это стихи, которые читали в Политехническом музее. Оттепель — это театр «Современник». Наш Учитель и вождь Олег Ефремов репетировал с нами по ночам в аудитории Школы-студии МХАТ спектакль «Вечно живые». С этого спектакля и начался «Современник». Мы работали бескорыстно, с огромной внутренней готовностью, — с ностальгией вспоминала Галина Волчек. Сегодня такого расцвета в искусстве нет. — Время — другое, люди — другие. Я горжусь молодой труппой театра «Современник», которую создавала в течение 10 лет, но понимаю, что мои ребята — исключение из правил. Сегодня все актеры снимаются, бегают по разным проектам. Я их понимаю. Но понимаю и другое: если актер пришел в театр, он должен все подчинить служению театру. — Есть два места в Москве, где точно не обманут, — Московская консерватория и «Современник», — процитировала Волчек Зиновия Гердта, которого знала с детства. А на вопрос, как театру оставаться вечно актуальным, отвечала по пунктам: — Во-первых, необходимо держать руку на пульсе времени. А это означает полное информирование о том, что происходит за окном, в стране и в мире. Во-вторых, не реагировать на плевки в спину, удары и незаслуженную критику. В-третьих, забывать о себе во имя дела. В-четвертых, растить смену. В-пятых, прислушиваться к мнению зрителей. Галина Борисовна каждую важную мысль комментировала примерами из своей жизни и старалась выбрать смешные: «лучше — веселый случай». Она начинала свой путь в искусстве с комедийной роли Мариторнес у великого Григория Козинцева в «Дон Кихоте» по сценарию Евгения Шварца. — Специально для меня Евгений Львович написал дополнительные сцены. Когда он сказал Григорию Козинцеву, что моя работа закончилась, Григорий Михайлович сказал: «Напиши еще сцены, чтобы Галя осталась», — с ностальгией вспоминает Волчек. Самое главное и самое счастливое событие в жизни — рождение сына, ныне кинорежиссера и продюсера Дениса Евстигнеева. И о нем Волчек говорит с юмором: — 29 октября 1961 года меня привезли в роддом. Воскресенье. Все говорили, что в этот день я не рожу. Но я сказала себе: «В понедельник ни за что рожать не буду. Рожу сегодня». И родила. О Евгении Евстигнееве художественный руководитель «Современника» вспоминает с особой теплотой. — Никогда не буду второй раз ставить пьесу «На дне». Хочу, чтобы навсегда остался Сатин, которого сыграл Евгений Евстигнеев. И о планах на будущее: — Постараюсь поставить новый спектакль. Надеюсь, что мои проблемы со здоровьем — временные. СПРАВКА Галина Волчек родилась 19 декабря 1933 года в Москве в семье оператора Бориса Волчека. В 1955 году окончила Школу-студию МХАТ. С 1956 года служит в театре «Современник». С 1977 года — главный режиссер этого театра. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».