Всемирному дню театра посвящается: закулисные истории
1 Актер забыл слова. Суфлер шипит: - В графине вы видите (то есть узнали – ред.) мать! В графине вы видите мать! Актер берет со стола графин и, с удивлением глядя туда: - Мама, как ты туда попала??! 2 Олег Ефремов, игравший императора Николая I в поставленном им же спектакле «Декабристы», вместо: «Я в ответе за всё и за всех!» — заявил: «Я в ответе за всё и за свет!» На что игравший рядом Евстигнеев не преминул откликнуться: «Тогда уж и за газ, ваше величество!» Великие умели шутить на сцене и за ней. ФОТО: Konstantin Kokoshkin / Global Look 3 Талантливейший артист эстрады, крупный библиофил, автор замечательных работ о книгах, Николай Павлович Смирнов-Сокольский, выступая в роли конферансье, находил выход из любого положения. На одном из концертов Смирнов-Сокольский спутал пианиста Якова Флиера со скрипачом Самуилом Фурером и объявил публике: "Сейчас выступит скрипач Флиер". Флиер, понятно, запротестовал. Тогда Николай Павлович вышел на сцену и произнес: "Прошу меня извинить, уважаемые товарищи. Дело в том, что Яков Флиер забыл скрипку дома и поэтому будет играть на рояле. А это еще трудней". 4 «Бесприданница» Островского. По пьесе Карандышев произносит: «Так не доставайся же ты никому!» — и стреляет в Ларису из пистолета, Лариса падает. А выстрел обеспечивался так: реквизитор за кулисами бьет молотком по специальной гильзе. Премьера. Актер наводит пистолет, у реквизитора за кулисами осечка, выстрела нет. Актер перезаряжает, наводит пистолет второй раз, за кулисами вторая осечка. Карандышев перезаряжает в третий раз, и - третья осечка. Лариса стоит. Вдруг из зала крик: «Гранатой ее глуши!». Занавес, спектакль сорвался, зрителям вернули деньги. Режиссер час бегал по театру за реквизитором с криком: «Убью, сволочь!!!». На следующий день вечером опять «Бесприданница». С утра – серьезные разборки, все обвиняют реквизитора. Тот оправдывается: «Но ведь не я гильзы делал, сырые в партии попались. Но много же народу рядом, можно помочь?! У суфлера пьеса под рукой: шмякнул ей об стол, все же какой-никакой выстрел; монтировщик доской врезал бы обо что-нибудь; осветитель лампочку мог разбить…» Вечером спектакль. Доходит до смерти Ларисы. И снова у реквизитора осечка. Вдруг, с паузой в секунду, из разных концов за кулисами раздается неимоверный грохот: суфлер лупит пьесой об стол, монтер — молотками по железу, осветитель бьет лампочку. Лариса явно не понимает, что это выстрел, и продолжает стоять. Из зала крик: «Тебе ж вчера сказали, гранатой ее глуши!» Глуши ее гранатой! А.Мягков в рязановской версии "Бесприданницы" - "Жестокий романс" 5 Однажды в "Евгении Онегине" секундант перепутал пистолеты и подал заряженный Ленскому. Ленский выстрелил, Онегин от неожиданности упал. Ленский, чтобы как-то заполнить понятную паузу, спел известную фразу Онегина: "Убит!". Секундант в замешательстве добавил: "Убит, да не тот". 6 В конце 80-х годов позапрошлого века в Петербурге с большим успехом шел балет Пуни «Дочь фараона», поставленный Мариусом Петипа. В первом акте фигурировал лев, который сначала шествовал по скале, а потом, убитый стрелой охотника, падал вниз. Льва изображал постоянный статист. Однажды он заболел, и его пришлось срочно заменить другим статистом. Спектакль начался. Вначале все шло прекрасно. Лев важно прошелся по скале. Охотник выстрелил, стрела полетела… И вот здесь вышла заминка. Пораженный стрелой лев явно испугался высоты и в нерешительности топтался на краю скалы, виновато поглядывая на балетмейстера, в ужасе застывшего в кулисах. Отчаявшийся Петипа показал льву кулак. И тут произошло чудо. Лев поднялся на задние лапы, перекрестился правой передней лапой — и прыгнул вниз. 7 На вахтанговской сцене идет “Антоний и Клеопатра”. В роли Цезаря – Михаил Ульянов. События на сцене близятся к развязке: вот-вот Цезаря истыкают ножами, зал в напряжении, женщины рыдают… И тут вдруг из всех динамиков разносится бодрый голос помрежа: “Передайте Ульянову: как только умрет, пусть сразу же позвонит домой”! Занавес.