Стильная чёрная программка – конечно, с черепом, настоящая шлюпка и целый комплект деревянных скрипучих протезов и костылей – всё это из «Острова сокровищ», премьерой которого начались весенние каникулы в «Пятом театре». На одном из первых спектаклей побывали и журналисты omsk.aif.ru. С одной стороны, вроде бы это тот самый Стивенсон – и юнга Джим Хоккинс (Станислав Ляшенко) присутствует, и одноногий Джон Сильвер (Евгений Фоминцев), и капитан Смоллет (Сергей Школов), и несчастный Билли Бенс (Владимир Остапов)... . С другой - уж очень непохож этот спектакль на то, что мы привыкли подразумевать под «Островом сокровищ». Таверна. С десяток пьяных моряков в плащах, эпизодически под шум прибоя поднимающих и опускающих кружки. Юный официант, зачерпывающий ведром из-за борта ром и разливающий его посетителям. Вдруг с песнями прибывает некто в бушлате и клёшах, обещающий хорошо платить и пожить здесь некоторое время. Это и есть Билли Бенс, который вскоре получит свою чёрную метку. Все остальные события тоже вроде бы присутствуют – и карту будущий юнга крадёт, и команду набирают, и на остров плывут, и корабль захватывают и даже сокровище находят. Но всё это происходит как-то быстро и скомкано, зато долго между ними все поют, танцуют и дерутся. Если человек знает, о чём действие, он поймёт. А вот тот, кто впервые видит «Остров сокровищ», вряд ли в чём-то разберётся. Мальчишки играют в пиратов Нет, играет в «Остров сокровищ» мужская часть труппы «Пятого театра» действительно великолепно. Сразу видно, мальчишки, сколько бы им ни было лет! Блестящи юмористически фразочки-импровизации Евгения Фоминцева, как всегда неотразим даже в мимике Сергей Шоколов, прекрасен старый алкоголик Билли Бенс и брошенный пиратами на острове Бен Глен (практически Робинзон) – и всё это Владимир Остапов. Каждому из актёров (помимо вышеназванных, это ещё Дмитрий Макаров, Сергей Худобенко, Артём Кукушкин, Евгений Точилов, Василий Кондрашин, Владимир Куражев и Станислав Ляшенко) можно сказать большое спасибо. Но есть куча нюансов, которые портят всю картину. Начнём с того, что все герои несколько раз за спектакль меняют роли – они и завсегдатаи таверны, и пираты, и они же – главные герои. Только юнга всё тот же, а все остальные играют несколько ролей. Детям – а их в зрительном зале было (и будет в дальнейшем, наверное) большинство, просто непонятно, кто есть кто. Для детей слишком неинформативны декорации. Мальчик лет семи на соседнем ряду громко интересовался у мамы, почему дядю носят на столе и почему этот стол стреляет? Где корабль, о котором читала мама в афише? Если взрослые априори человека, танцующего «Яблочко», принимают за моряка, то для ребёнка это не столь очевидно. Так же, как непонятно предназначение целой команды «одноногих» на костылях пиратов. «Перевести» в вечерний Да, на афише стоит возрастное ограничение 12+, но спектакль-то идёт в самые детские дневные часы, хотя, по сути своей, он взрослый. И юмор в нём взрослый. Чего стоит, например, депутат партии «Справедливая Англия» или ром, зачерпываемый ведром из-за борта, пираты в тельняшках и касках, «расстреливающие» врагов из своих деревянных конечностей или звук пикирующих самолётов (вспомним, о каком веке идёт речь)? Это очень смешно. Но только тем, кто смог в силу возраста оценить этот юмор. То есть родителям. Даже старшие школьники не очень поняли, чего уж говорить о малышах? Многие откровенно скучали, кое-кому сюжет «переводили» родители или бабушки-дедушки. Мнение автора этих строк может не совпадать с позицией режиссёра и руководства театра, но взрослые при выходе из зрительного зала вслух говорили, что это спектакль для взрослых. И идти он должен в вечернем репертуаре. Тем более, что, на взгляд автора этих строк, он по стилистике и интерактивному оформлению близок ко вполне себе 18+ «Тестостерону», а отнюдь не к детскому «Нильсу». В официальном релизе театра указано, что спектакль в первую очередь предназначен для подростков: «художественный руководитель театра Никита Гриншпун поставил перед собой сложную, но интересную задачу: поговорить с ними о дружбе и смерти, благородстве и предательстве, умении держать слово и переносить испытания». Увидят ли это подростки, оценят ли - время покажет. Но, в конце концов, подросткам никто не запрещает приqти и на вечерний спектакль, в то время как 5-7-летних детей на него уже явно не поведут. Может быть, руководству театра стоит подумать над этим?