На поиски радости. В «Галёрке» поставили новый спектакль

На дворе конец 50х, за окном занимается теплое весеннее утро. За круглым обеденным столом собрались четверо детей старенькой Клавдии Васильевны. Главные герои пьесы – еще совсем молодые люди – готовы искать свое счастье и в этих старых московских комнатах, и за их пределами. Пьесы Розова, одного из самых известных советских драматургов, сплошь наполнены предвкушением вот-вот начавшейся взрослой жизни и надеждами на светлое будущее. Сюжеты Виктора Розова по-доброму советские и оптимистичные, рассказывают только о высоких чувствах. Так и «В поисках радости» главные герои – братья Савины – хрестоматийные «розовские мальчики» живут по совести и не приемлют другой правды жизни. Известно, что «москвичей испортил квартирный вопрос», и в спектакле конфликт завязан на этой столичной теме. Старший сын Федор (Артем Савинов) успешный ученый, живет со своей молодой женой Леночкой (Даниэль Савинова) в квартире матери – вот-вот они должны съехать в свою отдельную новую квартиру. А пока дом строится, Леночка, прямо как современная барышня, слишком увлеклась шопингом и превратила квартиру свекрови в музей-склад новой мебели. Младшие братья Николай (Сергей Климов) и Олег (Егор Витько, Виталий Маркс) ютятся где-то за ширмочкой, в то время как все жилое пространство занято покупками Леночки. Режиссер Владимир Витько в лучших традициях психологического театра внимательно следует за драматургом. Документальность быта мгновенно переносит зрителя на 60 лет назад, заставляя забыть о смартфонах и интернете. Здесь нет главного героя, фокус на целое поколение: старшие не раз будут причитать о том, что «молодежь уже не та и ее надо учить» - вечная песня стариков: так говорили о будущих шестидесятниках, так говорят и о современных хипстерах. ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ БЫТА МГНОВЕННО ПЕРЕНОСИТ ЗРИТЕЛЯ НА 60 ЛЕТ НАЗАД Главный антагонист спектакля – Леночка (дочка Савиных Татьяна справедливо назовет ее «прорвой») – это прообраз современного потребителя, живущего только для того, чтобы преумножить свои материальные блага. Но Леночку нельзя назвать отрицательным персонажем, у Розова нет отрицательных героев, есть неидеальные. Леночка у Даниэль Савной тоже получилась неидеальной. Из нее неуклюже делают персонажа комического, но за бытовыми гэгами теряется глубина, нет логики в ее трансформации от домашнего клоуна до жены-манипулятора, превращающей хорошего парня в тряпку. Семья Лапшиных, отец (Владимир Приезжаев) и сын (Дмитрий Цепкин), живет по другим законам, нежели Савины: тут есть место и рукоприкладству, и воровству, но именно у них есть шанс измениться. Владимир Приезжаев изображает Ивана Никитича эдаким русским мужичком, запутавшимся и заигравшимся в жестокость со свой семьей. Но удивительно, что он не вызывает отвращения. Наоборот, завораживает своим непростым, переменчивым характером: будто воплощает в себе саму русскую душу, которая постоянно мечется из крайности в крайность. Прямолинейный и наивный, но невероятно искренний актерский ансамбль складывается у Екатерины Лапытовой, Сергея Климова, Егора Витько, Виталия Маркса, Дмитрия Цепкина, Ксении Шабельниковой, Татьяны Васюхиной, Анастасии Смычек: здесь и школьный, студенческий задор, и первая любовь, и тяга к знаниям, и любовь к искусству, и светлый взгляд в завтрашний день. Режиссер спектакля и художественный руководитель театра «Галерка» Владимир Витько рассказал о своем отношении к драматургу Виктору Розову: «Наш театр не в первый раз обратился к этому автору. Сейчас законсервирован спектакль «В день свадьбы», мы планируем возобновить его, когда войдем в новое здание. Еще мы работали «В добрый час» Розова, и как-то прижились к этому автору. Теперь появился «В поисках радости» и, даст бог, мы его возьмем в новое здание, а тогда, возможно, попробуем поставить пьесу «Вечно живые». Получается, что Виктор Розов стал нашим автором. Его пьесы очень человечные: про любовь, про настоящую дружбу, про те критерии и планки, которые мы тогда ставили для себя, и которые иногда теряем в сегодня нашей жизни, располагая материальное на первом плане. А ведь в первую очередь надо ценить человеческое, а потом уже все остальное». Как справедливо заметил персонаж Владимира Приезжаева: «Хорошо у вас, дружно, душа отдыхает», эта фраза очень четко описывает и сам спектакль «В поисках радости», эту светлую историю с надеждой на будущее.

На поиски радости. В «Галёрке» поставили новый спектакль
© АиФ-Омск