Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыНовости МосквыОтдых в РоссииФутболПолитикаОтдых за границейХоккейОбществоЛайфхакиАктерыЕдаПроисшествияЛичный опытКрасотаНаука и техникаПсихологияШоу-бизнесЭкономикаВоенные новостиКомпанииТрендыИгрыАналитикаЛичный счетНедвижимостьФигурное катаниеДетиДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Открылась выставка "Русские писатели как зеркало революции 1917 года"

"Это невозможно оценить, таких масштабов история еще не знала". "Стало понятно, что это начало, что революция будет долгой, безумной и кровавой"... Восторг и ужас, растерянность и готовность к действию - где как ни в писательских душах было запечатлеться этим чувствам, пережитым тогда всей страной? Запечатлеться - и отразиться в их статьях, стихах, дневниках. При подборе героев выставки ее кураторы ориентировались не только на яркость имен - но и на яркость этих отражений. И выбрали Маяковского и Бунина, Блока и Гиппиус, Вертинского и Демьяна Бедного, Луначарского и Ремизова, Волошина и Цветаеву, Брюсова и Горького. "Двенадцать" начинается с "Двенадцати", полос газеты "Знамя труда", занятых поэмой Блока, и рядом на пожелтевших фото - поэт, заседающий в Чрезвычайной комиссии "По расследованию деятельности бывших министров". Вокруг стенда с подлинниками анненковских рисунков к поэме - плакаты с цитатами из нее с призывами держать революционный шаг. Поступь семнадцатого отдавалась в душах писателей очень по-разному. "За шкапом две морды - уши ослиные, борода козья, а глаза умные песьи..." - это перевод с каллиграфического на русский страницы из "Огневицы" Алексея Ремизова. Ремизов страшился революции, ее стихия, рушащая все вокруг, наполняла его мифологию инфернальностью. Под стеклом на выставке - настоящее сокровище, недавно пополнившее музейные анналы - ремизовский дневник тех лет, полный впечатлений о пережитом. Революция гремела на улицах, сносила былые карьеры и воздвигала новые, сооружала на бумаге дворцы и рождала проекты, один другого фантастичнее. Масштабы происходившего кружили голову. Валерий Брюсов, со свойственным ему еще на заре символизма организаторским пылом, возглавил в 17-м Комиссариат по регистрации произведений печати - и вот черновики писем в губернии, написанные его идеальным почерком, он добивается исполнения своих распоряжений. Луначарский, как мог, боролся с безумной идеей перепрофилирования фарфоровых заводов на производство изоляторов для высоковольтных линий. И выставку украсили фарфоровые шахматы работы Натальи Данько, подаренные наркому благодарными заводчанами: красные пешки в образе работниц с серпами и снопами строем идут освобождать своих черных собратьев, пешек - рабов в цепях. Кураторы свели вместе персоны, противоположные по духу, певшие революции осанну - и плачущие над ее жертвами. Вирши Демьяна Бедного звучат на фоне его плакатов про попов и Колчака - и тут же Вертинский поет "Я не знаю, зачем и кому это нужно" и вспоминает, как он, исполняя этот реквием, "подойдя к краю рампы, бросал слова, как камни в публику..." Вторым из 12 стал Горький, чье пространство оформлено полосами "Новой жизни" с его "Несвоевременными мыслями", призывающими не забывать о том, ради чего "невыносимые испытания" бунта надо выносить. А в одном зале с Горьким - унесенный от кровавой конкретики в выси чистой революционной борьбы Маяковский с эскизами костюмов "чистых" и "нечистых" героев "Мистерии-буфф". В этой работе он вдохновенно сводит тканевые аппликации с акварелью, тушь с кусочками металла, закрашивает, тонирует и вращает циркулем, уходя в сферы, которые другим откроются лишь через десятки лет. - Когда же - во времена потрясений или в годы спокойствия - появляется высокое искусство? - вопрошал на вернисаже директор Литературного музея Дмитрий Бак. - Ответ, увы, напрашивается определенный - чаще всего именно потрясения и несправедливости приводят его за собой!