Якутская художница Тереза Пачеко-Чавес: Родственники из Бразилии «лайкают» мои картины в Facebook

Персональная выставка якутской художницы Терезы Пачеко-Чавес открылась 16 марта в столице республики. Корреспондент ЯСИА побеседовал с дочерью якутского и бразильского народов и узнал, правда ли, что она закончила курсы сварщика, как южноамериканские родственники реагируют на ее творчество и должен ли творец быть голодным. Тереза Пачеко–Чавес — художник-график, член Союза художников России с 2007 года. Окончила в 1991 году Якутское художественное училище им П.П. Романова, затем 2004 году — филиал Красноярского художественного института в Якутске по специальности «Художник-график». Постоянный участник различных республиканских, всероссийских и международных выставок. Работала в крупномасштабных проектах с мэрией города Якутска: принимала участие в оформлении столицы к юбилею 380-летия в 2012 году; исполнила авторское новогоднее оформление города в 2013-м. Ее творческие работы находятся в Сахалинском областном художественном музее (диптих «Якутская утварь. Будни. Праздник») и в частных собраниях в России, Англии, Америки и Бразилии. — Тереза, расскажите о своих бразильских и якутских корнях. — Мой отец — Фернандо-Мигель Пачеко-Чавес. Он — профессор физики, пианист. Моя мама — солистка якутской оперы 1960-90 годов Варвара Саввина. В советские времена мои родители вместе учились в Ленинградской консерватории. Мама — на оперную певицу, а папа — по классу фортепиано. Там и познакомились. Все мои предки были необыкновенными людьми. Мой дедушка был генеральным секретарем коммунистической партии Бразилии. В капиталистической стране это, разумеется, было тайной. Бабушка — из богатого семейства, старинного бразильского рода кофейных баронов. Я родилась в Санкт-Петербурге, но еще с младенчества живу в Якутии. В детстве меня воспитывали дедушка с бабушкой по маминой линии в селе Хаптагай Мегино-Кангаласского улуса. Они работали в Саха драматическом театре. Бабушка Татьяна Ларионова была в первом выпуске профессиональных актеров, которые закончили Щукинское училище. Большую часть жизни она была помощником режиссера. Дедушка Виктор Саввин – заслуженный артист театра и кино, народный артист республики. Еще он снимался в двух художественных фильмах латвийского производства – «Клятва Гиппократа» и «Утро долгого дня». На гастроли он всегда возил этот саквояж (фото). Родители моего приемного папы — Клима Туралысова — тоже были выдающимися деятелями. Георгий Туралысов — первый профессиональный художник республики. Он учился во ВХУТЕМАСе в Москве со знаменитыми «Кукрыниксами». Бабушка Ксения Туралысова была актрисой. — Бывали ли Вы на родине своего отца? — Да. Последний раз мы виделись с отцом пять лет назад, когда я приезжала в Бразилию. До этого он побывал в Якутске. Общаемся с ним и другими родственниками (двоюродным братом, двоюродной сестрой и ее мужем), в основном, по Facebook. Мои работы они оценивают, лайки ставят, иногда перепосты делают. Отец просит прислать ему работы, говорит, что есть потенциальные покупатели. В 80-х годах мы с мамой собирались уехать в Бразилию, но нас не выпустили из страны из-за того, что мой отец был иностранцем. Сейчас мы попадаем под репрессированных. — В каких стилях выполнены картины, представленные на выставке? — Это чисто эклектическая выставка. Нет определенной манеры письма или четкого стиля, и графика, и живопись. Мне не хочется останавливаться на каком-то определенном стиле. В основном, художники пишут бессознательно. Это искусствоведы очень хорошо все по полочкам раскладывают. Пример абсолютно «недумательной» работы — диптих «Психология бессознательного» (фото). Иногда все-таки работаю по конкретной задумке, как, например, было с диптихом «Якутская утварь. Будни. Праздник» (фото). Есть работы в форме свитков, написанные акрилом (фото). На таких удобно и работать, и транспортировать. На этой стене соединилась Якутия и Бразилия: по бокам – диптих «Сахалыы», а в центре — картина Felicidade (фото). Всего творений на выставке около 65. Большинство сделано за последний год. Треть работ находится в частных коллекциях. Я раньше не знала, что можно выставлять уже купленные работы. — Для Вас важен бунт в творчестве? — Похоже, что да. В последнее время начала замечать, что я очень иронична, в том числе по отношению к себе. Мои автопортреты такие страшненькие. Мне недавно говорят: «Почему ты так рисуешь? Люди же наоборот себя приукрашивают, а ты себя даже хуже изображаешь». Я думаю, что мы не должны быть одинаковыми, ведь у каждого свое восприятие мира, свой космос. Я считаю, что у всех моих работ ужасная энергия. («Я думаю, что она просто сильная», – отмечает присутствующая рядом заведующая выставочным залом НХМ Якутии Варвара Заровняева). — Был ли у Вас переломный момент в творчестве? — Нет, у меня все плавно, однако был период, когда я создавала художественные работы по сварке (прим. ред. Тереза – сварщик третьего разряда). Фантазия-то у меня буйная, поэтому, возможно, когда-нибудь и возобновлю работу с малыми формами, но для этого нужны условия – мастерская, сварочный аппарат. Сейчас пока двигаюсь в направлении изобразительного искусства. От 2004 года, когда состоялась моя первая персональная выставка, мое творчество не особо отличается. Думаю, что есть небольшой рост, но философия осталась той же. Она — в непосредственности. Видимо, я какой-то наивный художник. Я хотела быть архитектором или археологом. К этим профессиям у меня была тяга в детстве, а стала неожиданно художником. — Художник должен быть голодным? — Да. Он должен мало спать и есть, а то ничего не сотворит. Ему всего должно не хватать. И с условиями должно быть туго! Я совсем не коммерческий художник. Пишу то, что нравится, а под людей совсем не могу подстраиваться. Если у меня что-то заказывают – вот где рука-то не идет. И лень, и не получается, не похоже бывает. Мне удобнее, чтобы готовый сразу купили. — Не задумывались об освоении новой профессии, например, художника-постановщика? — Я как раз-таки работала художником-постановщиком в фильме «Куот» Константина Барашкова, и поняла, что это не мое. На съемках все происходит достаточно медленно, а я же неугомонная, и не могу целый день сидеть сложа руки. Еще я была художником по костюмам в спектакле по повести Джанни Родари «Чиполлино», который был организован предпринимателем Сарыалом Тихоновым и активистами группы «Отдам даром — приму в дар». — Какие у Вас планы? — Мне выделили мастерскую в здании художественного фонда Союза художников Якутии по улице Белинского, 44. Буду преподавать здесь азы изобразительного искусства — композицию, рисунок, живопись. Курсы предназначены для взрослых. Мастерская должна открыться в апреле. Кроме того, в этом же помещении будет проводить занятия для детей художница Айталина Ушницкая. 1 из 23 *** Заведующая Выставочным залом Национального художественного музея Якутии Варвара Заровняева: «Потомок» — персональная выставка Терезы Пачеко-Чавес, посвященная памяти предков художника. Не бывает простых судеб, и судьба каждого человека интересна и своеобразна. Тереза необычна во многом, в частности, своим происхождением. Дочь двух народов — якутского и бразильского, двух континентов — евроазиатского и южноамериканского. Человек полярных кровей — юга и севера. Посвящая выставку своим предкам, художник благодарит, чтит и гордится ими, что такие крепкие корни составляют ее древо жизни. Если жива память, люди, о которых мы не забываем, живут вечно. Прародители Терезы были незаурядными людьми, каждый со своей неповторимой историей жизни. Как у графика, у нее прекрасные сильные работы. В ее творчестве видно смешение кровей. Есть очень близкие и по духу, и по содержанию, и по композиции чисто с якутским духом работы. Есть и эмоциональные, яркие, экспрессивные, иногда и агрессивные работы, в которых и узнаваема Тереза-южная. На выставке мастером представлены работы разных лет, выполненных в различных стилях. Также экспозицию дополняют раритетные вещи из семейной коллекции автора». Персональная выставка «Потомок» продлится до 31 марта в выставочном зале Национального художественного музея Якутии (здание Комдрагмета).

Якутская художница Тереза Пачеко-Чавес: Родственники из Бразилии «лайкают» мои картины в Facebook
© ЯСИА.RU