После постмодерна
Скончалась Триша Браун Некролог Хореограф Триша Браун, вошедшая в историю как создательница американского танцевального постмодернизма, умерла в возрасте 80 лет после продолжительной болезни. Триша Браун -- та самая отважная женщина, которая впервые в истории отправила человека потанцевать на отвесной стене нью-йоркского здания. Не для того, чтобы поразить невиданным трюком (это выглядело бы дешевым цирком), а с целью строго научной -- освоить новое пространство для танца. К эксперименту было привлечено внимание искусствоведов, критиков, законодателей театральных мод, кинооператоров и коллег-экспериментаторов. "Человек, спускающийся по стене" (1969) был заснят на пленку, задокументирован, внесен в реестр культурных открытий века и вмиг прославил своего автора. Так молодая Триша Браун стала матерью американского танцевального постмодернизма. Термин "постмодернизм", кстати, с энтузиазмом приветствовали они сами -- молодые адепты нового танца, взбунтовавшиеся против авторитетного старшего поколения -- Марты Грэм, Дорис Хамфри и прочих столпов modern dance. Термин фиксировал всего лишь временной аспект -- "после модерна", к тому времени стреноженного неукоснительными правилами и методиками. Это была непримиримая игра в дочки-матери, ведь американский современный танец (тут слово "современный" означает не более чем "неклассический") с самого начала, со времен Рут Сен-Дени, Лои Фуллер и Айседоры Дункан, создавали умные и сильные женщины. И каждое следующее поколение хореографических феминисток яростно бунтовало: Марта Грэм и ее современницы -- против волюнтаризма, ориентализма и декоративности предшественниц-импрессионисток, Триша Браун, Ивонна Райнер и их подруги -- против свода постановочных правил и эстетических установок модернисток, загнавших танец в традиционную театральную коробку и лишивших его, по их мнению, всякой способности к развитию. В 1970 году Триша Браун основала собственную компанию, заняв лидирующее положение среди союзников-постмодернистов. Ученица Мерса Каннингема, первого оппонента всемогущей Грэм, использовавшего в своих постановках принцип случайности, она перещеголяла своего педагога, провозгласив главным танцевальным методом контактную импровизацию. Контактировать можно было с чем угодно, необязательно с человеком-партнером,-- с камнями, травой, водой, землей, изменявшими поведение тела и заставлявшими его оперативно реагировать на нежданно открывавшиеся обстоятельства. Освоив небоскребы, ее артисты превратили в сцену Великие озера, Центральный парк в Нью-Йорке и прочие заметные места Америки -- не ради сенсации, а для науки: Триша Браун изучала работу человеческого тела в экстремальных условиях, различные способы освоения пространства, методику сохранения равновесия, кинетические свойства движения тел. Вторым базовым принципом Браун провозгласила чистое движение, то есть движение, лишенное цели и репрезентативности. Художественным манифестом "чистоты" стал перформанс "Локус" (1975): его хореография строилась на 27 точках воображаемого куба, центром которого был сам танцовщик. Его блуждания между невидимыми точками были спонтанно-заторможенными. Современники уважительно констатировали, что эта работа "настолько концептуально структурирована, что о ней интереснее говорить, чем смотреть". Исчерпав возможности улицы, пейзажа и математических уравнений, в 1980-х Триша Браун возвращается в традиционное театральное пространство. А чтобы "было на что посмотреть", привлекает в союзники Роберта Раушенберга: его работы станут равноправными партнерами нескольких ее минималистских спектаклей. И как раз в эту пору демократичное бунтарство Триши Браун обретает отчетливые признаки элитарного искусства. Старый Свет первым оценил эту трансформацию: стало хорошим тоном ставить спектакли Триши Браун в академических театрах (Парижская опера оказалась среди первых заказчиков), приглашать ее труппу на престижные фестивали и биеннале современного искусства. Первая постмодернистка никогда не обманывала ожиданий: ее медитативные, лишенные экстравагантности, многозначно-многозначительные перформансы легко переигрывали громокипящие модные новинки. В 1990-х Триша Браун переключила свое внимание на оперу, триумфально дебютировав в качестве оперного режиссера. Ее постановка "Орфея" Монтеверди (1998) стала одновременно популярным хитом и эталоном вкуса, прокатившись по главным мировым сценам и фестивалям и обеспечив хореографу новые оперные заказы и новые триумфы. В Москве компания Триши Браун впервые появилась еще во времена СССР, в период перестройки, и повторила визит в 2000-м, выступив на фестивале ADF, организованном нынешним гендиректором Большого театра Владимиром Уриным. Нельзя сказать, что гастроли интеллектуалки прошли с триумфом: наши зрители любят сердцем, а не головой. Однако среди международных наград, которые дождем сыпались на Тришу Браун с конца 1980-х, есть и российская: в 2005-м Триша Браун получила приз Benois de la danse за жизнь в искусстве. Которая, без сомнения, продолжится и после смерти создательницы американского постмодернизма, оставившей после себя компанию своего имени, видеозаписи десятков перформансов и спектаклей, а также теоретические труды, исследование которых будет питать еще не одно поколение книжных червей. Татьяна Кузнецова