Кукольных дел мастер: от биофака МГУ до авторской куклы
Работы кукольного мастера Ларисы Чуркиной, бывшей сотрудницы мастерских театра Образцова, – это не популярная салонная кукла, эксплуатирующая тему томных полуодетых дев, а, скорее, – о душе. Среди них есть скрупулезно реконструированные самураи; серия, посвященная уникальному балетному танцовщику Вацлаву Нижинскому; трогательные портретные куклы звезд российского театра и кино. Счастливый Армен Джигарханян вот-вот улетит на связке воздушных шариков, Олег Даль задумчиво взирает на нас в образе Гамлета, страстный кукольный Андрей Миронов танцует танго с копией Любви Полищук, а Зиновий Гердт и Евгений Евстигнеев запечатлены в роли Паниковского и Корейко. Некоторые из работ выставлены в галереях, другие находятся в частных руках. Однако до 1993 года ничто не предвещало, что выпускница МГУ, кандидат наук по специальности «Биофизика», посвятит свою жизнь куклам. – Я помню куклу, которую мне подарил папа – она была из папье-маше, такая... полуавторская, он ее купил в Москве, – вспоминает художница. – Все остальные пупсы были предметом для моего садизма – оторвать голову, укольчик поставить. А это была цыганка с серьгами, пышной юбкой, для советского времени она была уникальная в своем роде и стоила 10 рублей. К примеру, студенческая стипендия на тот момент составляла 30 рублей. Работа в доме престарелых и поступление в МГУ – В детстве у меня не было определенной мечты – не все дети знают, кем хотят стать. Зато у меня был старший брат, у которого как раз была мечта – поступить на биофизика во второй мединститут. Через полтора года я поехала за ним в Москву, но не поступила. Работала в доме престарелых санитаркой на самом последней этаже. Туда попадали уже умирающие бабушки. Горшки, пролежни... Такая работа очень сильно прибавляет желания изменить жизнь. В основном там была лимита – за такую «жесткую» работу через 10 лет давали московскую прописку. Но дедовщина была, как в армии. ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Оловянные солдатики XXI века: ДНР, «Беркут» и «вежливые люди» (ФОТО) В конце концов, я все-таки поступила на биофак в МГУ. Потом в аспирантуру, но только для того, чтобы дали общежитие. В 90-х все рухнуло, бюджетная зарплата была очень маленькая, долларов 60, из них 30 уходило на квартплату. На 30 ты как хочешь, так и живи. В университете в тот момент тоже все рухнуло, возможности заниматься наукой не было. Кроме того, я осознала, что меня не устраивает, когда результат работы нематериален. Мне нравится плод труда, который я могу увидеть, потрогать. От ловли бабочек к театру Образцова «Мой муж был энтомологом, одно время мы путешествовали по миру и ловили бабочек: ездили в Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, на Дальний Восток... Это было очень интересно. Был момент, когда бабочки приносили очень хороший доход. Кстати, коллекционерами насекомых были и братья Мавроди: Слава собирал бабочек, а Сергей – жуков. Но это время продолжалось недолго и закончилось после очередного кризиса. Я боюсь, что сейчас то же самое происходит с куклами». В 90-е кризис случился не только экономический, он был в умах и душах людей. Все это привело к тому, что я поменяла всю свою жизнь, в том числе и профессию. Тогда по телевидению шли передачи Зиновия Гердта «Лучшие театры мира». И там были авторские спектакли разных иностранцев, где актер один на один с куклой, – такие маленькие моноспектакли. Меня это очень потрясло. Я начала делать кукол, сначала получались ужасные уроды, и я их выбрасывала. В течение 20 лет галерей было много, куклы продавались, появилось много курсов, но сейчас почти все галереи закрылись, потому что они не могут заплатить аренду, а люди перестали покупать куклы. Тогда же не было ни курсов, ни материалов, приходилось ночами не спать, чтобы придумать, как осуществить ту или иную задумку. Из материалов была только прибалтийская пластика, которую можно запекать, и все. Папье-маше получается очень неровное, а хотелось, чтобы куклы были гладкие. Примерно через год я сделала, наконец, куклу, с которой пошла в мастерские театра Образцова – и меня взяли на работу. Я проработала там всего лишь четыре года, но очень многому научилась: и лепить, и расписывать, и шить. Ушла из-за маленькой зарплаты, и тогда появилась галерея «Вахтановъ», в нее были большие очереди. Не могу сказать, что создатель галереи Ирина Мызина приняла меня с распростертыми объятиями – было очень много критики, но она сказала, что попробует поставить мою работу в зал. Это была Фаина Раневская, которая сидела на скамейке, исписанной ее афоризмами. И вот, около 15 лет я выставляюсь в этой галерее. «Моя любовь – Вацлав Нижинский» Первая персональная выставка Ларисы Чуркиной была посвящена балетному танцовщику Вацлаву Нижинскому. За эту серию она принялась, прочтя книгу супруги Нижинского – Ромолы: – Меня эта история потрясла. Он был балетным танцовщиком Мариинского театра и труппы Русского балета Дягилева, считался чудом в балете и танцевал всего около 10 лет. Потом он сошел с ума и все забыл, полжизни провел в психиатрических клиниках, а Ромола оставалась с ним рядом до конца его дней. Это была настоящая любовь. Тема любви для меня, думаю, центральная, у меня много работ посвящено именно ей. Потому что любить трудно, но необходимо для каждого человека. Вацлав Нижинский родился в 1889 году в семье польских танцовщиков. В детском возрасте поступил в Императорскую школу балета, а затем был принят в Мариинский театр. Нижинский славился удивительным, словно зависающим в воздухе прыжком, и неповторимой грацией. Несмотря на то, что он не обладал выдающейся внешностью, во время танца он поражал зрителей своей красотой. Будучи танцовщиком Мариинки он попал сначала под влияние графа Павла Дмитриевича Львова, а потом Сергея Дягилева. Нижинский стал его любовником и со временем оказался в труппе Русского театра Дягилева. Нижинский был не только талантливым танцовщиком, но и хореографом, причем хореография, которую он предлагал, была новаторской для своего времени, однако часто заканчивалась скандалами. К примеру, он поставил «Послеполуденный отдых фавна» на музыку Клода Дебюсси и «Весну священную» Игоря Стравинского. Фото: Royal Opera House, Covent Garden, 1732–1982 Перемены в жизни Нижинского произошли во время американских гастролей. Дягилев боялся плавать, так как цыганка нагадала, что он погибнет на водах. Поэтому труппа поплыла без него, на корабле у Нижинского случился роман с влюбленной в него танцовщицей австро-венгерского происхождения Ромолой. Нижинский сделал предложение, что бесповоротно испортило его отношения с Дягилевым. Попытки создать собственную балетную труппу не увенчались успехом, началась Первая мировая война. На фоне стресса у Нижинского проявились признаки шизофрении, которая быстро прогрессировала. Его карьера закончилась примерно в 30 лет, причем танцор словно забыл о своем прошлом и таланте, проведя остаток жизни в психиатрических лечебницах. Его судьбе посвящен балет балет Мориса Бежара «Нижинский, клоун Божий» на музыку Пьера Анри и Петра Чайковского. Какие куклы востребованы сегодня – Сейчас галереям очень тяжело, – говорит Лариса, – даже те, которые продают антиквариат, плачутся. Из галерей, специализирующихся на куклах, на плаву только одна – Галерея Елены Громовой. Но при этом Громова осуществляет жесткий отбор. Она говорит: у меня коллекционеры покупают работы по 20 лет. Представьте себе атмосферу роскоши: антикварная мебель, позолоченные стулья, эти люди одеваются от-кутюр, ездят по всему миру. По-вашему, какую куклу они купят? Дальше она мне показывает работы Натальи Побединой, к работам которой прекрасно подходят куклы Худяковой, а к работам Худяковой – работы Натальи Горбуновой. Все это – салонная кукла. И она говорит: «Посмотрите на ваши работы, они же у вас простые, они совершенно выпадают из этого ряда, те, кто покупает эти куклы, никогда не купят ваши работы». Чтоб я так жил Как зарабатывают хвостатые звезды Инстаграма Это правда. За свою работу я не получаю каких-то больших денег, но могу позволить себе делать то, что люблю, и то, что мне нравится, от чего я получаю удовольствие. В самураях меня привлекает нравственная сторона вопроса, это люди – воины, для которых честь была не пустым звуком. Иногда сталкиваюсь с людьми, которые не знают двух слов на букву э: этика и эстетика. Но эти понятия никто не отменял, Кант написал о них свои труды. Христианство имеет к этим словам прямое отношение, поэтому эта тема для меня тоже важна. Портретную куклу заказывают, в основном, в качестве подарка руководителю. Обычно я читаю книги и узнаю что-то интересное о тех людях, портрет которых я начинаю делать. Мне приятно общаться с ними во время процесса работы, всматриваться в их «трещинки» и родинки. Конечно, хочется делать такие куклы, за которые бы не было стыдно. Беседовала Мария Аль-Сальхани