"Если не перестану чувствовать себя гением -- всю жизнь мне играть на свадьбах"
Вадим Репин о Транссибирском арт-фестивале В Новосибирске проходит четвертый Транссибирский арт-фестиваль под руководством знаменитого скрипача Вадима Репина, объединяющий помимо Сибири пространство от Брюсселя до Токио. В афише -- концерт-чествование отмечающего 85-летие Владимира Федосеева, концерты с участием органиста Александра Князева и дирижера Ильи Короля, скрипачей Джулиано Карминьолы и Со-Ок Ким, пианиста Николаса Ангелича. Специально для "Ъ" АЛЕКСЕЙ МОКРОУСОВ поговорил с основателем фестиваля ВАДИМОМ РЕПИНЫМ. -- Легко ли скрипачу быть музыкальным менеджером? -- Обратной дороги уже нет. -- Начинать проще, чем продолжать? -- Первый год всегда легче, второй труднее, третий -- самый трудный. На пятилетие мы постараемся привезти музыкантов, которые оставили неизгладимое впечатление на четырех прежних фестивалях. Появятся и новые возможности -- у фестиваля теперь новые финансовые горизонты благодаря Ольге Юрьевне Голодец и попечительскому совету, которым она руководит. Мы стараемся держать уровень, не приглашаем проходных артистов. -- В Новосибирске музыканты сами выбирают, что им играть, это облегчает планирование? -- Конечно, облегчает -- и для меня, и для них! Они играют свои хиты. Для публики Новосибирска это уникальная возможность, в сезоне такие программы почти не звучат. В этом году особая нить -- приходящийся на фестиваль день рождения Баха и наша барочная троица: Карминьола, баховский концерт Александра Князева, "Страсти по Иоанну"... -- В вас трудно заподозрить скрытого аутентиста... -- Я никогда не занимался аутентичным исполнением, как не играю на виолончели -- другой инструмент, все другое, этому надо посвятить столько же времени, сколько я посвятил романтической манере игры. Я не делаю этого так же, как не начинаю дирижировать, на это нужно положить полжизни. -- Не думаете как-нибудь удивить фестивальную публику тем, чего от вас не ожидают? -- Никогда не говорю "нет" или "да", если не знаю точно, но такого не случится в ближайшие два-три года. Сейчас мы занимаемся другой идеей -- конкурсом для новосибирских композиторов, приз -- произведение победителя сыграют на фестивале. -- Собираетесь делать тематические программы внутри фестиваля? -- Для этого необходимо планирование за три года, чтобы все участники были готовы. На прошлом фестивале был небольшой акцент на духовых, на этом -- на медных. Я за лаконичность идей -- лучше, когда их меньше. Вкусы публики полярно разные, эта полярность и заставляет зрителей приходить на концерты не дважды и не трижды. А в принципе программные фестивали -- отличная вещь, я сам участвовал в таком в Зальцбурге, когда Чечилия Бартоли попросила сыграть с Гергиевым "Offertorium" Губайдулиной. -- Транссибирский арт-фестиваль заказывает Софии Асгатовне произведение на 2019 год? -- Надеемся, что она примет наше предложение. А в 2018-м с Дэниелом Хоупом под управлением Саши Гетцеля мы исполним концерт для двух скрипок с оркестром Марка Энтони, концерт заказан вместе с фестивалями в Германии и Турции. -- Казалось бы, психология вундеркинда требует побед всю жизнь, иначе вундеркинда ждет депрессия. А вы без страха погружаетесь в болото ежедневных проблем... -- Во-первых, от болота меня защищает наш директор, во-вторых, вундеркиндом я себя никогда не чувствовал. Может, однажды -- когда ехал с конкурса Венявского, где в 11 лет получил главный приз. Но это продолжалось ровно до дверей квартиры, где меня встретила мама, тут же объяснившая: если не перестану чувствовать себя гением, всю жизнь мне играть на свадьбах. -- Каково это -- участвовать в конкурсе госзакупок на проведение фестиваля, носящего твое же имя? -- Участвуем, а что делать? Таков закон. Мы недавно обсуждали с коллегами -- Башметом, Гергиевым, моей женой Светланой, у которой тоже свой фестиваль (жена Репина -- прима-балерина Светлана Захарова.-- "Ъ"), что надо бы обратиться в Минкульт с предложением отменить это правило для "именных" фестивалей и тех, кто показал свою состоятельность. Важно только понять критерии, а то любой фестиваль сочтут именным. -- А что, Башмет может проводить фестиваль Вадима Репина, а вы останетесь в партере? -- Наверное, это смешно. -- В Новосибирске вы проводите мастер-классы. Задумались о карьере педагога? -- Только своим примером можно заставить проводить их других. Мне нравится, но я очень устаю -- гораздо больше, чем от концертов. Может, потому, что у меня нет техники преподавания. Я пытаюсь помочь, научить за одно-два занятие невозможно, но можно дать ребятам поиграть в зале, вдохновить, воодушевить, в чем-то поправить. -- Вы мечтаете сделать классическую музыку более популярной, но в истории ею всегда занимались немногие -- аристократы с деньгами, пара процентов увлеченных. -- И сегодня число интересующихся не превышает трех процентов. Но я хочу, чтобы был выбор. Современная поп-культура чем привлекает? Ты отключаешься, тебе не нужно ни соучастия, ничего, тебя бьет этот ритм: кстати, у поп-культуры есть чему поучиться -- современные классические музыканты редко играют ритмично. Классика -- о другом. -- Вы зачарованы числом профессиональных скрипачей в Китае, их там 16 млн. Разве появление Паганини или Ойстраха зависит от их количества? -- Конечно, здесь просто математика. Дело и в таланте, но если таланты занимаются чем-то другим, их нет в музыке. -- Музыканты любят играть без пауз на аплодисменты, но вам иногда обидно, что публика не хлопает между частями... --... определенных концертов -- Чайковского, Брамса, Сибелиуса. Не хлопать здесь неорганично -- сдержаться можно, только себя заставив. Есть аплодисменты и... аплодисменты. Если для тебя все внове, зачем сдерживать эмоции? Если не хлопают, артисты порой нервничают: почему зал молчит? Никто не в восторге? -- Вы слышите эту разницу аплодисментов? -- Слышу. Но не могу объяснить как.