На конце лонжи. Послом цирка 2017 года назвала Европейская Цирковая Ассоциация Максима Никулина
«ВМ» поздравила директора Московского цирка на Цветном бульваре с почетным титулом, а заодно и с недавним юбилеем, и орденом почета. И попросила рассказать о цирке в его жизни Максима Никулина.«Посол цирка» больше всего соответствует званию «цирковой человек года». Это такое приятное, почетное представительское звание. Титул не возлагает каких-либо протокольных обязанностей — все, что требуется от посла, я и так делаю как директор цирка: присутствую на международных цирковых фестивалях, выступаю на конференциях и в прессе, искренне люблю цирк, так что ничего нового или необычного этот титул в мою жизнь не привнес. Но все равно приятно — Россия представлена в мировом цирковом сообществе. И, я надеюсь, представлена достойно. ■ Жизнь вокруг, конечно меняется, а цирк... Он ведь из детства, а единственное, к чему совсем не хотелось бы менять отношения, так это к воспоминаниям о детстве. Есть две стороны цирка — цирк за кулисами и цирк, каким его видишь из зала. Я вспоминаю, каким он был лет пятьдесят назад. Конечно, не сравнить — по технической оснащенности, по насыщенности светом, звуком, новыми технологиями, новыми костюмами. Многое изменилось в жизни и, естественно, повлияло на цирк: когда Ирочка Шестуа (Ирина Владимировна Шестуа, советская и российская артистка цирка, руководитель номера «Акробаты-вольтижеры с шестами», позже — главный эксперт по акробатике художественного отдела Росгосцирка. — «ВМ») впервые сделала два сальто-мортале на бамбуковых шестах, это было чудо. Потом появились новые материалы. Сейчас фибергласс позволяет делать четыре сальто и четыре с винтом. И это не говоря об электронике, средствах связи, средствах информации. Мир изменился. ■ Мы почти два года готовили новый спектакль «Магия цирка». Проект сложный и необычный. Очень много связанно с новой техникой и иллюзионной машинерией — это совсем другая по сложности история. «Магия цирка» — то, чего наш цирк не видел еще. И оформление необычное, и воды у нас в цирке не было с «Карнавала на Кубе» (программа Московского цирка на Цветном бульваре 1962 года. — «ВМ»). Да, это будет первое водное шоу в новом здании Цирка Никулина! ■ Да, а за кулисами цирк, как мне кажется, во многом остался таким же, как и был полвека назад. Особенно в отношениях между людьми. Я, конечно, понимаю, что идеализирую, но очень ненамного. Заходишь в репетиционный манеж, артисты репетируют, и тут же играют их дети, как это было в цирке не то что 50, а 100 и больше лет назад. И если кто-то из опытных артистов зайдет, то обязательно задержится и будет рассказывать, как надо держать спину или подкручивать справа. Это в образе и в стилистике нашей жизни, в ее историческом укладе. ■ Мне кто-то сказал, что цирковые дети лишены детства. Они вырастают в опилках, учатся ходить на руках раньше, чем на ногах, и, естественно, остаются в цирке, потому что знают только его. Не все так плохо и катастрофично. Сейчас уже не те дети и не те времена. Очень многие из цирковых получают хорошее, серьезное образование, подчас не связанное с цирком. Сейчас, при современных коммуникативных и информационных технологиях, совершенно не важно, где ты находишься, но ты можешь быть в курсе всех актуальных событий. Сейчас цирковые не просто русские артисты, сейчас это члены мирового циркового сообщества. Пусть кочевого, цыганского, если хотите, но уже совсем другого большого сообщества, не варящегося постоянно в собственном соку. Цирковые раньше взрослеют и действительно вырастают с чувством, которое нельзя воспитать в обычной жизни — это чувство ответственности за чужую жизнь. Это впитывается с детства, без него нельзя в цирке. Оно на конце лонжи, на плечах у партнера, в твоих руках. В цирке ты всегда отвечаешь за партнеров, товарищей. Это знание и ответственность, конечно, немного отягощает, но, с другой стороны, она делает людей богаче, ответственнее, взрослее и серьезнее. И это не изменится в цирке никогда. СПРАВКА Максим Никулин родился в Москве в 1956 году. После окончания факультета журналистики МГУ работал в столичных газетах, на радио, а затем и телевидении. В 1993 году стал директором — распорядителем Цирка на Цветном бульваре, а в 1997-м, после смерти Юрия Никулина, — генеральным директором и художественным руководителем. НОВОСТИ ПРЕМИЯ НАСТОЯЩЕМУ ЧЕЛОВЕКУ И АРТИСТУ Обладателем премии Владимира Высоцкого «Своя колея» 2017 года стал дрессировщик хищников, заслуженный артист России Виталий Смолянец. Премия вручается людям, которые не изменяют своим убеждениям, кому сегодня, возможно, захотел бы посвятить песню Владимир Высоцкий, людям, чья жизнь и творчество созвучны темам его поэзии. Спасая человека в автомобильной аварии, Виталий лишился ног, но нашел мужество вернуться на манеж, и сейчас выступает на протезах с аттракционом «Империя львиц». Премия «Своя колея» была учреждена в 1997 году Благотворительным фондом Владимира Высоцкого, Министерством культуры РФ и Департаментом культуры Москвы. УДМУРТИЯ НА НЕДЕЛЮ СТАЛА ЦИРКОВЫМ ЦЕНТРОМ МИРА X Международный фестиваль циркового искусства прошел в начале марта в Ижевске. В этом году конкурсной программы не было, а по решению организаторов участниками фестиваля стали лучшие из лучших — победители и призеры предыдущих девяти фестивалей. Свои номера в столицу Удмуртии привезли около 200 артистов из 15 стран. НИЖЕГОРОДСКИЙ ЦИРК ПОЛУЧИТ ИМЯ МАРГАРИТЫ НАЗАРОВОЙ Имя знаменитой артистки цирка и кино, дрессировщицы тигров, народной артистки РСФСР Маргариты Назаровой, известной широкой публике по легендарным кинофильмам «Укротительница тигров» и «Полосатый рейс», получит этим летом нижегородский цирк. Маргарита Назарова (1926–2005) последние годы жизни провела в Нижнем Новгороде, здесь же и похоронена. Инициатива назвать цирк в ее честь принадлежит дрессировщику Михаилу Багдасарову.