«Золотая маска» порадует зрителей
Самое важное театральное событие столичной весны? Отвечая на такой вопрос, долго думать не будешь. Разумеется, фестиваль «Золотая маска», который дает шанс увидеть лучшие спектакли ведущих театров страны за прошлый сезон.К сожалению, в последние годы конкурсная программа «Золотой маски» разрослась до таких масштабов, что в афише стало разобраться непросто. Итак, кто же фавориты этого года и на какие спектакли нужно дойти обязательно, а какими можно пренебречь? Не будем предвосхищать решение жюри, но мне кажется, что в этом году есть два очевидных фаворита. В конкурсе «Спектакль большой формы» много шансов на победу у «Грозы» в постановке Андрея Могучего (санктпетербургский Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова), а среди спектаклей малой формы не останутся без наград «Три сестры», поставленные Тимофеем Кулябиным в новосибирском театре «Красный факел». Два очень разных спектакля, в которых есть и свежий взгляд на хрестоматийные пьесы, и внутренняя свобода, и поэтичность. В «Грозе» текст Островского произносится нараспев, и может показаться, что пьеса написана в стихах, а в «Трех сестрах» глухонемые персонажи общаются на языке жестов. Самое удивительное, что и питерская «Гроза», и новосибирские «Три сестры» при всей их небанальности вызывают одинаковый восторг и у новаторов, и у традиционалистов. Стоит поторопиться с покупкой билетов на «Гамлета», поставленного в Малом драматическом театре: спектакли Льва Додина вызывают неизменный ажиотаж, а присутствие в программке имени Даниила Козловского в заглавной роли только подогревает ожидания. Самые лестные слухи предшествуют приезду на фестиваль Камерного театра из Воронежа. Михаил Бычков поставил чеховского «Дядю Ваню», где красноречие Астрова, выступающего в защиту русских лесов, которые «трещат под топором», кажется запоздалым, поскольку леса эти уже давным-давно вырублены и герои перешагивают с пенька на пенек. Прологом спектакля режиссер сделает песню «Беловежская пуща» в иронично-ангельском исполнении Сони. Если же вам поднадоела классика и есть тяга к экспериментам, то почему бы не отправиться на Ленинградский вокзал, где будет разыгрываться действие пьесы Брехта «Разговоры беженцев» (фестиваль «Точка доступа», режиссер Константин Учитель)? Двое брехтовских персонажей в свое время прогуливались по Центральному вокзалу Хельсинки, рассуждая о войнах, беженцах и героических лидерах, но что мешает присоединиться к их беседе на любом вокзале мира? Хоть в Москве, хоть в Нью-Йорке, хоть в Токио, хоть в Мумбаи. Зрители смешаются со станционной толпой, подслушивая через наушники разговоры рабочего Калле (Сергей Волков) и физика Циффеля (Максим Фомин) и совершая вместе с ними зигзагообразные движения по Ленинградскому вокзалу.