Коридор бессмертия. Фильму о забытом подвиге требуется поддержка неравнодушных людей
В летописи Великой Отечественной войны до сих пор много белых пятен. Восстановление исторической справедливости — лекарство от равнодушия и беспамятства, без которого нельзя вырастить думающее поколение. Об этом и еще одной малоизвестной истории войны шла речь в эфире сетевого телевидения «Вечерней Москвы». На примере фильма «Коридор бессмертия» мы говорили о том, как снимается сегодня настоящее историческое кино.Левый берег Невы, побережье Ладоги. Тут до сих пор встречаются покрытые ржавчиной металлические штыри. Покрутив в руках это нечто, напоминающее большой гвоздь, вы и не подумаете, что держите в руках немое свидетельство почти забытого подвига, что совершали тут без малого 75 лет назад изможденные ленинградцы, в основном — девчушки, вчерашние школьницы. Тут в годы войны проходила железная дорога, о которой сегодня почти никто ничего не знает. Эта временная ветка носила гордое звание «Дорога победы». А железнодорожники называли ее «коридором смерти»… ПО МИНЕ НА КАЖДЫЙ МЕТР В январе 1943 года силами войск Волховского и Ленинградского фронтов, объединившихся на левом берегу Невы, в блокаде Ленинграда была пробита первая брешь. Узкий, шириной всего в несколько километров, коридор все же позволял связать блокадный Ленинград с «большой землей» дорогой-артерией, идущей по земле. В тот же день Государственный комитет обороны принял решение о строительстве в месте прорыва блокады железной дороги. Начальник Ленметростроя Иван Зубков — выдающийся строитель (погиб 28 июня 1944 года у Лодейного поля) — получил приказ закончить важнейший объект за... двадцать дней. Часть трассы должна была пройти по болотам, часть — через лес. Но главное — чтобы «железка» пересекла Неву, нужен был мост длиной 1300 метров. Посмотрели карты, нашли самое подходящее место — тут Нева была не глубже шести метров, правда, бежала со скоростью два метра в секунду. С этого момента начинается рассказ о возможности невозможного. ...Мост решили строить по дуге — так повышалась его устойчивость к быстрому течению. Но по ходу будущей трассы всюду встречались мины. В общей сложности их насчитают… 1730. Больше, чем по штуке на метр... А морозы стояли адские. Немецкие позиции безостановочно долбили по строителям из артиллерии с Синявинских высот. Метростроевец Зубков принимал рискованные, но оправданные ситуацией решения: «железка» прокладывалась с фантастической скоростью, с недопустимыми обычно подъемами и спусками, вместо шпал в грунт вмораживали бревна. А сваи из них, вбитые через лед в дно реки, Нева хранит до сих пор... Они скрыты под водой, но стоят, не шелохнувшись, точно полк солдат… Шлиссельбург — Поляны. 33 километра. Пять тысяч человек, брошенных на стройку, прокладывали в день (на морозе, под огнем немецкой артиллерии!) около двух километров пути. Все было готово не через двадцать, а через семнадцать дней, 5 февраля 1943 года. А уже 7 февраля первый поезд прибыл в Ленинград, на полуразрушенный Финляндский вокзал. Шел пятьсот двадцатый день блокады. АРТЕРИЯ ЖИЗНИ Сначала поезда чередовались и пропускали друг друга. Но получалось неэффективно: за сутки в Ленинград приходило не больше трех составов. Решили действовать по принципу метро: составы пустили цепочкой, сначала в одну сторону, потом в другую. Они шли друг за другом на незначительном расстоянии и строго по ночам, потушив фонари. За ночь удавалось прогнать до 25 поездов! Но прожекторы и звукоуловители позволяли немцам засекать эшелоны на выезде к свайно-ледовой переправе. Их расстреливали в упор, а они продолжали нестись вперед, преодолевая «коридор смерти» и... уходя в бессмертие. В среднем Шлиссельбургскую трассу подрывали трижды в день. На место попадания снаряда мгновенно вылетала «рембригада» — восстановительные поезда. Обугленные составы оттаскивали в сторону, ямы засыпали землей, сверху на нее ложились новые пути. ОТКРЫТАЯ ЗАНОВО ...Листая как-то журнал, режиссер Федор Попов, как говорят, зацепился глазом за материал, который просто потряс его. Никогда и нигде он не слышал о существовании подобной дороги. Разыскав автора текста, Дмитрия Каралиса, Попов заболел темой. Потом они с Каралисом вместе написали сценарий к фильму «Коридор бессмертия». Так с 2009 года началась история военной драмы, не снятой до сих пор. Кандидата исторических наук, доцента кафедры Всемирной и отечественной истории МГИМО Николая Копылова как независимого эксперта попросило оценить сценарий фильма Российское военно-историческое общество (РВИО). На круглом столе в «ВМ» Николай Александрович вспоминал, как был потрясен: — Конечно, я как историк знал, что такая дорога существовала, хотя ни в литературе, ни в кино она крупно нигде не описывается, разве что упоминается в мемуаристике. И хотя долгое изучение истории наделяет человека изрядной долей цинизма, я читал сценарий и ловил себя на мысли, что представляю себя тем или иным героем. Да что там, я бы сам снялся в такой ленте! Невероятно, но это так: по Дороге победы в Ленинград прибыло порядка 3157 нагруженных эшелонов. Обратно вернулось 3000... Дорогу строили с минимумом инструментов, под огнем, и делали это совершенно изможденные люди, уже пережившие две блокадные зимы. Но, кроме прочего, дорогу еще надо было обслуживать! И эти заботы в основном легли на женские плечи. (До сих пор точных сведений о реальных людских потерях, понесенных при строительстве, эксплуатации и обслуживании дороги, нет. — «ВМ») Дорога работала около года, что позволило ленинградцам немного восстановить силы, а на фронте за это время подготовились к полному снятию блокады. Отвечая на вопрос, в чем историческое значение Дороги победы, Николай Александрович был краток: «Именно она окончательно спасла Ленинград от смерти». — Мы все знаем, что происходило на Дороге жизни, о подвиге шоферов, которые гнали в блокадный город по льду свои полуторки. Но о том, что происходило на Дороге победы, не знает почти никто, — рассказывает Федор Попов. — История этой дороги и страшная, и впечатляющая. Меня она проняла. Я понял, что обязан о ней рассказать. Но если для Федора Попова эта история была откровением, то в семье Максима Федорова, еще одного гостя студии «ВМ», о ней знали: дед Максима, машинист Ленинградской сортировочной, Георгий Иосифович Федоров работал на ней. — Он рассказывал о том времени, хотел добиться признания для строителей и машинистов этой железной дороги. Но при всей его активности ничего не вышло. Все так и было — поезда расстреливали в упор. Но дед говорил об этом как-то очень буднично. Еще запомнилось, как они выходили из непростых ситуаций. Например, снаряд, попадая в колесо, разрывал его, либо клинил. Тогда машинисты лили на него масло, оно скользило по рельсу, и состав двигался... СВИДЕТЕЛИ И СУДЬБЫ К 2009 году в живых оставалось около тридцати человек из тех, кто строил Шлиссельбургскую трассу и работал на ней. Сейчас — по пальцам перечесть. Одна из них, Мария Ивановна Яблонцева, живет в Петербурге. Рассказывать о том времени ей непросто, но она уверена, что забывать случившееся — непростительно: — Из нашей для строительства и обслуживания пути сформированной 48-й колонны живы человек десять, почти никто уже из дома не выходит. Дорога эта, конечно, была засекреченной, в сводках ничего не сообщалось. Кстати, когда первый поезд пришел, никто его не встречал, сказали об этом только руководству города да железнодорожникам. После войны мы, конечно, хлопотали о пенсиях, да толку чуть — нас участниками войны только в 1992 году признали. Но орден Отечественной войны не дали — сказали, не положено, поскольку воевали мы без оружия. А что вы вспоминаете эту историю, это хорошо. Я считаю, что забывать наш кровью оплаченный опыт — преступление перед будущим. Снимавшиеся в фильме актеры тему горячо поддержали. Актриса Анастасия Цибизова в фильме играет Машу Яблочкину, прототипом которой была как раз Татьяна Яблонцева. В чате, который всегда работает во время наших эфиров, в этот момент как раз начался прогнозируемый спор: кто-то написал, что невоевавшие не могут ни снимать фильмов о войне, ни играть ее героев. Настя с этим не согласна: — Для меня все это очень важно. И потом, я хочу прикоснуться к этому и отдать таким образом дань уважения и памяти воевавшим людям. Да, тогда все было другим, но я работаю и выкладываюсь полностью — чтобы понять и прочувствовать то, что испытывали люди тогда, и донести это до зрителей. По словам Насти, вживаться в образ девчонки из другого времени и другой ментальности было не так трудно. Судя по кадрам, показанным в студии «ВМ», она и правда вполне с задачей справилась. Ну а опытному Анатолию Горячеву, актеру «Мастерской Петра Фоменко», досталась роль одного из машинистов — сначала отправленного на фронт, а затем отозванного обратно. Анатолий отметил, что его персонаж ярок, играть его интересно, а что касается права на съемки военного фильма невоевавшими, то стоит, наверное, вспомнить Владимира Высоцкого: — Он тоже не воевал. Но все чувствовал. Потом многим казалось, что он с ними в атаку ходил... Понятно, что подобные разговоры не раз заводили и с режиссером фильма. Федор Попов абсолютно однозначен: — Не все писатели, писавшие о войне, воевали, но многие были очень точны в ее описаниях. Есть два пути, которые позволяют выполнить такую работу: нужно либо очень хорошо знать тему самому, либо очень глубоко подходить к материалу. Я погрузился в него с головой в упомянутом 2009-м. Актеры — то же самое. Монографию Валентина Ковальчука — единственное исследование темы, найденное нами, изучали скрупулезно, только что не с лупой. В ответ на вопрос, почему после войны Дорога победы «не вписалась» в историю блокады, Федор Максимович выдвинул предположение: — На счету у ленинградцев было и так много подвигов, и я не удивлюсь, если эту тему просто решили немного «приглушить». Да и путь был секретным. Кто знает, может быть, кроме доставки грузов и эвакуации блокадников были у него и какие-то другие задачи... Может быть. Во всяком случае, известно, что по Дороге победы из Ленинграда был вывезен сверхсекретный груз. И тут «питерская» история становится «московской»: именно этот секретный «объект» стал потом основой важнейших научных разработок знаменитого Курчатовского института. ...А в 1995 году на втором этаже вокзала станции Петрокрепость открыли музей. Совет ветеранов Дороги победы и Дороги жизни объединили: вклад в общую победу над врагом решили не делить, ведь полуторки и паровозы делали одно дело, спасали великий город. ПОМОЩЬ ПРИ... ОТСУТСТВИИ ОПОРЫ С декабря 2016 года идею фильма активно поддерживает общероссийское общественное движение «Бессмертный полк России». — Это движение на генетическом уровне вскрывает невероятно важные для всех нас вещи, — считает Попов. — Сопредседатель общества Николай Земцов помогает нам, чем мо- жет. Они оставили лестные отзывы о материале, что нас поддерживает — мы чувствуем, что влились в народную реку памяти... Одно время съемки безнадежно встали. При крайне скромном бюджете фильма — для его окончания нужно еще 65 миллионов — денег на него нет, поскольку часть средств, выделенных на фильм Минкультом России, «накрылись» вместе с лопнувшим Пробизнесбанком. — В таком же положении оказались более 600 юрлиц, — рассказывает Федор Попов. — А фильм надо заканчивать! Благодаря неравнодушию людей мы уже собрали деньги на мост — через интернет-проект «Бумстартер». Но никаких иллюзий в этом смысле у меня нет — такой суммы ни через какой сайт не собрать. Надеемся вот на железнодорожников. А как люди простые нам помогали! В массовках работали бесплатно, хотя условия были непростыми... Так и снимем фильм, с миру по нитке. Отступать нам, после уже оказанной всенародной поддержки, нельзя. Думаю, к 75-летию снятия блокады, 18 января 2018 года, фильм выйдет. И мы уверены, что все получится. Потому что показанные кадры впечатляют. И это не «клюква», а история, умножающая знания о войне. ■ Когда верстался номер, стало известно, что группе удалось найти деньги для завершения натурных съемок — помогла Группа Банка «Россия». Но на завершение фильма денег так и нет. КСТАТИ Помочь съемочной группе можно через сайт проекта koridor-bessmertiya.ru или направив sms на номер 7715, написав КИНО, затем сделать пробел и указать сумму. Спасибо! ФАКТ На месте прохождения Шлиссельбургской трассы до сих пор видна просека. Зарасти ей мешает металл, которым земля тут просто нашпигована. ЦИФРА 1 эшелон перевозил по Дороге победы столько грузов, сколько тысяча знаменитых полуторок по легендарной Дороге жизни. ИЗ ЧАТА СЕТЕВОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ «ВМ» ● ● ● Обязательно поддержим этот фильм. ● ● ● Спасибо за просьбу, но нет. «Панфиловцев» хватило. ● ● ● Гость, вы хотите, что бы ваши дети чем-то гордились? Чем-то прошлым? Чем-то, что сделали не вы? Чужими достижениями в спорте, чужими победами, чужими картинами, чужими песнями, чужими научными достижениями? А что конкретно вы сделали, что бы ваши дети гордились? Вы живете в чужой стране, построенной советскими людьми, у вас есть электричество, но не вы изобрели как его получать. Вы пользуетесь чужой электронной техникой. Чем вы хотите гордиться, объясните мне, пожалуйста? ● ● ● Гость, бред какой вы говорите. Когда почти каждая семья в этой стране хранит собственную память о той войне, нужно сохранять эту память для других поколений. Тем более пока живы ветераны, которые стали прототипами героев этого фильма. И очень важно, что эти герои сами рассказывают свои истории. ● ● ● Гость, а вы какой бред говорите? Соцвыплаты детям войны так и не утвердило правительство... Вы позволяете себе говорить о какой-то памяти, наплевав по факту на тех, о ком вы собираетесь помнить. Это позорище. О таких, как вы, говорил Райкин, — любите, но только пусть сначала сдохнут. Так? Некрофилия чистой воды... ● ● ● Ну, тогда мы больше ни одного фильма о войне не получим. А что будет хранить память? Вот у меня сын и как ему, условно, наглядно показать, как это было??? ● ● ● И хорошо, если не увидим. Не в жизни, не в кино. Не стоит травмировать сына. ● ● ● Правильно! Зачем детей травмировать! Пусть растут трутнями и потребителями!! ● ● ● А вы предпочитаете, что бы росли убийцами? Воспитаете любовь к науке, будет ученым. Воспитаете любовь к искусству, будет в этой сфере. Что вы хотите своему ребенку? Будущее или смерть? ● ● ● ого!!! я вообще не знала, что такая дорога была. хотя по истории твердая пятерка всегда была! * Орфография и пунктуация сохранены.