Войти в почту

По ту сторону сцены: в Театре оперы и балета готовятся к премьере «Жизель»

В екатеринбургском Театре оперы и балета идет подготовка к предстоящей премьере – спектакля-балета «Жизель». Корреспондент «АиФ-Урал» в четверг, 9 марта, приподнял занавес главной сцены и узнал, как устроен оперный театр изнутри. Непривычный мир театра Мы привыкли ходить на балет или в оперу, с воодушевлением наблюдая из зрительного зала за игрой актеров театра оперы балеты. Но редкий случай, когда удается попасть на подготовку к премьере – узнать, как шьют костюмы и обувь для артистов, готовят декорации, подслушать репетицию оркестра и посмотреть на артистов. И это многого стоит! Это с виду екатеринбургский театр кажется обычным классическим зданием, где живет традиционное искусство. Но за дверями вас ждет мир чудес. До премьеры балета «Жизель» остается меньше месяца – премьера запланирована на 7 апреля, в театре полным ходом идут репетиции и спектакли из репертуара. А мы окунемся в мир, где у театра появится новое звучание. Ведущие солисты: «Через тело стараюсь рассказать историю» С полудня в оперном идет репетиция предстоящей балетной премьеры. Солисты — Лариса Люшина и Илья Бородулин. Для Ларисы это первая роль в качестве ведущей солистки театра. «Я каждый раз, играя какую-то роль, добавляю в нее что-то из своей жизни. В данном случае — это история трагической любви. Считаю, если ты не пережил в жизни трагедии, очень сложно донести чувства до зрителя. Жестами, телом я стараюсь рассказать свою историю», – делится героиня спектакля. Рассказать историю Жизели артистам балета помогают учителя с мировым именем – балетмейстеры-постановщики, легендарные солисты Мариинского (Кировского) театра, ныне всемирно признанные педагоги, народные артисты СССР Наталья Большакова и Вадим Гуляев. Каждый жест, такт, эмоцию они стараются перенести в движение танцовщиков. «Это очень странный спектакль, где реальность и мистика перемешаны. Если в первом акте – реальная жизнь, то второй акт нереален. Все хореографические движения из первого акта перенесены во второй, но совершенно с другим акцентом – мистическим. «Жизель» — мой самый любимый классический спектакль, но очень сложный в исполнении. Все пируэты, кабриоли – не главное. Важнее чувствовать и дышать этим сюжетом, а это очень сложно», – делится балетмейстер-постановщик Вадим Гуляев. Музыка. «Каждый раз – новое исполнение» На репетиции солистов балета присутствует дирижер-постановщик Алексей Богорад. Он помогает почувствовать роли через музыку Адольфа Адана. Алексей находится в Екатеринбурге уже неделю по приглашению Театра оперы и балета. Сегодня он также провел репетицию с оркестром театра. Как уверяет Богорад, музыканты оркестра с легкостью бы сыграли классическую мелодию спектакля. Но сегодня дирижер проходит вместе с музыкантами отдельные проигрыши, делая акцент на отдельные фрагменты. «Трактовок сюжета этой истории было множество. И музыка в спектакле играет основную роль. Ведь «Жизель» — образец классического романтического жанра в музыке, который на самом-то деле весьма сложен. Любое исполнение музыкального произведения — это событие, происходящее единожды. Каждый вечер мы с музыкантами будет привносить свое настроение, поэтому каждый раз это будет иное исполнение», – делится Алексей Богорад. Кладбищенские истории Но на музыке «Жизель» не заканчивается. Огромные пространства Театра оперы и балета – это лабиринт, где создается большой, трудоемкий и качественный продукт. Здесь есть огромная мастерская, где создаются все декорации к постановке в натуральную величину, но по маленьким почти игрушечным макетам. Именно тут из фанеры и досок на специальных станках создаются уникальные декорации ко всем постановкам театра. Сейчас здесь кипит работа по созданию дома Жизели. Часть готовых декорации уже у художников: краски и кисти завершат процесс создания того, что зритель увидит на сцене. Сегодня их мастерская превратилась в целое кладбище с готическими крестами и могилой Жизели – зритель увидит его во втором акте постановки. Художники-оформители сейчас активно работают с темными красками. Обувь из натуральной кожи и костюмы Средневековья Реализм – одна из главных черт успешной постановки. И это проявляется в костюмах эпохи, которые создают в швейных мастерских. Костюмы для «Жизели» шьют в трех городах: Санкт-Петербурге, Перми и Екатеринбурге. Дело в том, что параллельно в Театре оперы и балета идет подготовка к премьере оперы «Русалочка»: зрители увидят спектакль в мае этого года. В Екатеринбурге сегодня создают один из самых сложных костюмов для постановки (для возлюбленного Жизели Альберта): он должен состоять из 14 частей, каждая из которых имеет свой цвет. Такую непростую для себя и швей задачу поставила художник по костюмам Татьяна Ногинова. Другое дело – обувь. Ее, как костюмы, создают для каждого артиста театра индивидуально. В обувном цехе уже лежат первые готовые образцы – каждый подписан фамилией артиста. Кстати, для артистов балета (в отличие от оперных исполнителей) обувь делается более облегченной, с тонкой и легкой подошвой. Но вся она изготавливается исключительно из натуральной кожи. Премьера «Жизели» Жизнь в театральном закулисье продолжается. До премьеры балета «Жизель» осталось чуть менее месяца, и работы у театральных мастеров еще много. Но 7 апреля зритель увидит историю трагичной любви на классическую музыку Адана в исполнении оркестра под руководством Алексей Богората, сыгранную артистами под управлением Вадима Гуляева и Натальи Большаковой.

По ту сторону сцены: в Театре оперы и балета готовятся к премьере «Жизель»
© АиФ Урал