"Выбери жизнь": что общего у "Т2 Трейнспоттинг" и Константина Кинчева

МОСКВА, 9 марта — РИА Новости, Павел Гайков. Девятого марта в российский прокат выходит фильм "Т2 Трейнспоттинг" Дэнни Бойла с Эваном МакГрегором в главной роли. Это продолжение популярной картины конца 90-х, главной темой которой была наркозависимость. Первую часть открывал монолог главного героя, Марка Рентона, ставший гимном поколения: "Выбери жизнь. Выбери работу. Выбери карьеру. Выбери семью. Выбери телевизор с большим экраном. Выбери стиральную машину, музыкальный центр, автомобиль и электрический консервный нож. Выбери здоровый желудок, зубы и медицинскую страховку. Выбери недвижимость и аккуратно выплачивай взносы… Выбери жизнь. Но зачем мне все это? Я не стал выбирать жизнь, я выбрал кое-что другое. Почему? Да не по чему. Какие могут быть "почему", когда есть героин". В новом "Трейнспоттинге" монолог в исполнении Эвана Макгрегора появляется снова. Теперь в нем фигурируют "Фейсбук" и социальные сети, связанные с ними самолюбование и одиночество. "Что такое "Выбери жизнь"?" — спрашивают героя МакГрегора. И он отвечает, что это такой популярный благонамеренный слоган антинаркотической кампании из 80-х. У него на самом деле очень интересная история. "Выбрать жизнь" предлагал в середине восьмидесятых Джордж Майкл и группа Wham!, которую музыкальные критики сегодня называют одним из самых недооцененных коллективов той эпохи. Wham! представляли такое направление как "нью-поп", выросшее из постпанка и других контркультурных течений и объединявшее разных музыкантов: от Duran Duran до Майкла Джексона. В 80-е, время диско, синтезаторов и яркой синтетики, молодежь устала и от серых конформистских будней, и от панк-мира "без будущего". Люди искали чего-то простого и радостного, понятного каждому. Красивые высокие парни в больших ослепительно-белых майках с надписями "Выбери жизнь" олицетворяли этот новый яркий мир. Эти футболки придумала английский дизайнер Кэтрин Хэмнетт. Слоганы на них были в основном пацифистские: "Спасите мир", "Образование вместо ракет", "Спасите китов" и т.д. В 1984 году Хэмнетт пришла на встречу с Маргарет Тэтчер в футболке с надписью "58% Don't Want Pershing" — речь шла о ракетах "Першинг-2", которые США разместили в ФРГ при одобрении правительства Тэтчер, но не большинства британцев. На следующий день снимок попал во все британские газеты, прославив Хэмнетт и введя моду на футболки с крупными надписями. В одной из них — с призывом отказаться от ядерного оружия — выступал барабанщик Queen Роджер Тэйлор. Своя аналогичная дизайнерская линейка была у музыкантов другой суперпопулярной в 80-е британской группы Frankie Goes to Hollywood. В августе 2017 года Хэмнетт исполнится 70 лет. Она продолжает выпускать футболки с пацифистскими лозунгами, которые остаются модным способом политического протеста и по-прежнему пользуются огромным спросом, благо мода на 80-е набирает обороты. В начале нулевых Хэмнетт пришлось серьезно перестроить свой бизнес, когда она узнала, что производство ее футболок наносит вред людям и окружающей среде. Сегодня они делаются из органического хлопка. Хэмнетт выбрала жизнь. До Советского Союза эта мода докатилась быстро. В 1987 году, на волне перестройки, "Ленфильм" выпустил на экраны фильм "Взломщик", отвечавший духу времени: в нем фигурировали рокеры, панки, танцоры брейк-данса и неформальная молодежь на любой вкус. Их играли молодые ленинградские рокеры: Олег Гаркуша (это была его первая роль в кино), Леонид Федоров, Андрей "Свин" Панов, Евгений Федоров и другие. Главную роль исполнил Константин Кинчев. Фильм получил приз на фестивале в Венеции, его посмотрело примерно 15 млн советских граждан. В начале "Взломщика" есть сцена у кафе "Сайгон", возле которого собирались неформалы. Герой Кинчева лезет в драку, разнимает их один из "нефоров" в модном свитере с надписью "Choose life". Кадр из фильма "Взломщик"По замыслу Хэмнетт, этот слоган с буддистским подтекстом имеет сугубо позитивное значение и означает что-то вроде: "Все хорошее против всего плохого". Популярный лозунг с тех пор использовали авторы многих общественных кампаний, в том числе противники абортов. Из протестного он превратился в конформистский. А молодежные субкультуры тем временем вернулись к цинизму и скепсису. Рейвовые 90-е высмеяли наивный оптимизм предыдущей эпохи. В романе "На игле" британского писателя Ирвина Уэлша фразой "Выбери жизнь" главный герой выражал недовольство своего поколения сытой скучной жизнью общества потребления, жизнью без высоких целей и неординарных поступков, которую рано или поздно приходится "выбирать" каждому. Произнесенный героем Эвана МакГрегора в фильме "На игле" (Trainspotting) он вошел в историю и в массовом сознании закрепился именно в таком, едком значении. А майку с жизнерадостной надписью "Choose life" можно купить в интернете и сегодня всего за 10 долларов. К выходу нового "Трейнспоттинга" будет вновь актуально.