Из грязи в грязь: Мэттью Макконахи в фильме "Золото"

В российский прокат вышел фильм "Золото", в котором Мэттью Макконахи будет умирать за металл. Константин Мильчин считает, что люди, выросшие на Джеке Лондоне, Жюле Верне и книгах из серии "Библиотека приключений", будут счастливы. Мэттью Макконахи с неприятным брюшком, еще более неприятной лысиной и нездоровым блеском в глазах ищет золото. Он потомственный золотодобытчик, драгоценный металл добывали его отец и дед. Вот и он хочет найти жилу, киркой, лопатой, буром, руками, зубами прогрызть дыру в землю и отнять у нее золото. Но для начала надо найти деньги на экспедицию. После нескольких провалов ему никто не доверяет. Да и вообще эпоха золота давно прошла. Сейчас предпочитают вкладывать деньги совсем в другие проекты. Время в фильме не линейно: флешбэк следует за флешбэком, в каком именно времени мы оказались, можно понять только по количеству волос на голове и степени безумия в глазах главного героя. Жизнь золотодобытчика переменчива: вот он на коне, его компания преуспевает и он делает красивым девушкам шикарные подарки, а вот он в отчаянии и должен сдать в ломбард когда-то подаренные жене часы. А перед этим их у нее утащить. Чтобы выбраться из финансовой ямы, Макконахи нужен джокер. В роли лепрекона выступает небритый геолог Майкл (венесуэльский актер Эдгар Рамирес, главный латиноамериканец серьезного Голливуда). У него есть безумная теория о том, как найти золото там, где его не ищет никто. На последние деньги золотоискатели отправляются на край света, в Индонезию, и там аборигены бурят им шахты. И ничего не происходит. Пришел невод с одною тиной. Аборигены бурят новые шахты. И снова ничего. Пришел невод с травой морскою. Деньги заканчиваются, аборигены разбегаются, герой Макконахи заболевает малярией. А когда приходит в себя, плохие новости сменяются хорошими: золотая рыбка поймана, в очередной шахте, пробуренной аборигенами до того, как разбежаться, полно золота. И вот тот, кто воровал часы у жены, превращается в самого известного и богатого золотоискателя мира. Его все хотят: инвесторы, журналисты, роковые женщины. В основе фильма лежит реальная история. Вряд ли среди читателей этой рецензии есть те, кто следил в 90-х за рынком акций золотодобывающих компаний. Но была такая компания Bre-X и ее владелец Дэвид Уолш. В 1995 году Уолш нашел в Индонезии месторождение, про которое ходили легенды. Говорили, что это едва ли не 4% от всех мировых запасов золота. Акции компании взлетели до небес. Потом последовал крах. Выяснилось, что то ли сам Уолш, то ли его геолог-лепрекон умело фальсифицировали пробы. Разразился скандал, биржа взорвалась, а Уолш через несколько лет умер на Багамах. Это все не спойлеры, потому что одно дело — жизнь, а другое — фильм. И то, что история Уолша легла в основу, не значит, что судьбы героя и прототипа полностью совпадают. "Золото" стоит на трех китах. Во-первых, на самом Макконахи, который даже в не самом лучшем своем фильме вкладывается по полной. Во-вторых, это собственно тема золотодобычи. То есть если вы ничего не знали о том, как ищут и добывают золото, то из фильма узнаете. И если никогда не хотели быть старателем, то захотите. Режиссер Стивен Гейган о процессе добычи рассказывает на уровне очень крутого документального кино. И да, потом самому хочется набрать индонезийцев, позвать знакомого геолога и отправиться в Подмосковье рыть шахты. В-третьих, конечно же, сюжет. Довольная простая и предсказуемая история поставлена Гейганом профессионально. Постоянные американские горки, по которым герой путешествует из грязи в князи и обратно, держат в непрерывном напряжении. Вот шикарный вертолет, на котором он летит из казино в казино. Вот обычный вертолет, на котором он передвигается из одной задницы мира в другую. Вот баловень судьбы. Вот к нему пришли из ФБР. И даже неизвестно, что проще: искать в малярийных джунглях месторождения или общаться с людьми с биржи. Идея не новая, но красиво скормленная зрителям.

Из грязи в грязь: Мэттью Макконахи в фильме "Золото"
© ТАСС