Виды города, которого нет. Коллекционер собрал 612 открыток с Царицыным

После всех войн и потрясений от Царицына уцелело лишь несколько зданий. Но всё же есть маленькие окошечки в конец XIX - начало XX века: вот идут с во­зами верблюды, вот разносят утреннюю почту, а тут спит извозчик... Всё это открытки с видами города. Один коллекционер подсчитал, что сохранилось 612 открыток с видами Царицына. Историк, краевед и коллекционер Анатолий Рябец собрал примерно треть этого богатства. С одобрения губернатора Но он не просто хранит открытки для себя, а пытается каталогизировать и уже выпустил два альбома из серии «Открыточный Царицын», которые недавно представил в Волгоградской областной специальной библиотеке для слепых. Первый из альманахов посвящён издателю Владимиру Короваеву, второй - Роберту Гольнику. Всего издателей было больше 20, и каждый имел свои отличительные особенности, рекламные трюки и конкурировал друг с другом. «Это было прибыльное дело, - говорит Анатолий Рябец. - Люди любили путешествовать, и появившиеся в конце XIX века открытки с фотографиями далёких мест пользовались спросом, хотя и были дороги. Одна открытка стоила три копейки, притом что корова - пять рублей. Тиражи были большие: по 5000 на открытку только с одним видом. А чтобы начать выпуск открыток, требовалось разрешение губернатора». Первым, кто издал фото Царицына, сделанное в районе, где сейчас находится «Гаситель», был некто Бестужев из Саратова. Честно сказать, изображение невзрачное - доки, брёвна, коробки, выброшенный на берег шлюп... Однако открытка очень дорога, так как она одна из первых. А вообще для тех, кто интересуется филокартией, стартовая цена открыток начинается с 2000 - 3000 рублей. Первым же царицынским издателем был Владимир Короваев. Известно, что был он из купцов, держал магазин писчей бумаги и типографию, жил по соседству и тесно общался с именитыми фотографами братьями Эрдман (впоследствии на одной из его открыток можно даже различить оттиск братьев). Видимо, они настолько его вдохновили, что купец поехал учиться к астраханскому издателю и фотографу Владимиру Сергееву. В итоге на самой первой открытке, изданной царицынцем и в Царицыне, очень сильны астраханские мотивы: юрты, калмык, верблюды. Любопытно, что на всех открытках Короваева есть подпись по-французски. «В Царицыне было много французов. Тут был французский завод, гостиница «Франция», так что это был рекламный ход», - объясняет коллекционер. Самым популярным зданием, чудом сохранившимся до наших дней, была пожарная каланча - её снимали почти все фотографы и печатали все издатели. Вообще работа фотографа была сложной. Надо было таскать тяжёлый агрегат с треногой, потом мучиться с негативами... Но и тогда, и сейчас фотографы были готовы на всё ради хорошего кадра. Так, стройку собора Александра Невского однажды заморозили на пять лет - не было денег. И всё это время он стоял в лесах. Так фотографы забирались на самый верх, чтобы снять панораму города для издателей. На открытках, как правило, мало людей, разве что извозчики да почтальоны. Дело в том, что фотографы работали утром, когда мало людей, красивый свет и город припудрен рассветом. Распутица и бездорожье на улицах Волгограда - изобретение не нашего времени, сто с лишним лет назад было ещё хуже. На открытке Короваева «Рыбный транспорт» сняты верблюды с возами с рыбой, идущие по Кулыгинскому взвозу, сейчас в этом месте «обкомовская» больница. И когда верблюды спотыкались и падали под тяжестью воза, а часть рыбы выпадала и начинала гнить, вонь и грязь стояли такие, что животные задыхались и гибли. Поговорим на эсперанто? В коллекции Анатолия Рябеца есть очень таинственная открытка, на обороте которой короткое письмо на искусственном языке эсперанто. Оказывается, в Саратове был клуб эсперантистов. И автор письма, а он остановился в Царицыне в доме напротив пожарной каланчи, рассказывает кому-то в Киеве, что он плыл на лодке, она сломалась, но добрые люди в Царицыне её подлатали. А однажды открытки помогли коммунальщикам, которые в пойме Царицы прокладывали коллектор и упёрлись в бетон. Откуда он взялся и как далеко тянется? Оказывается, там когда-то был железнодорожный мост, и установили это благодаря коллекции Анатолия Рябеца. Благодаря коллекционеру воскресла из небытия и музыка Царицына. «Анатолий Фёдорович в электронном каталоге Русской государственной библиотеки обнаружил музыкальные произведения, которые издавал в Царицыне Роберт Гольник, - рассказывает дочь коллекционера, к. и. н. Ирина Рябец. - У него был музыкальный магазин, находившийся там, где сейчас гостиница «Волгоград», где он продавал инструменты, ноты, пластинки и открытки». Коллекционер заказал ноты, и эти произведения были заново открыты и впервые спустя 100 с лишним лет исполнены в Волгоградской областной специальной библиотеке для слепых. Анатолий Рябец мечтает выпустить альбомы, посвящённые всем 20 издателям открыток Царицына. Следующие выпуски будут посвящены Максиму Дмитриеву и Василию Брееву. Эволюция открыток 1869 г. - появилась первая открытка (в Австрии). 1870 - 1871 гг. - первые иллюстрации. 1872 г. - первая открытка в России. 1905 - 1907 гг. - создали открытки с уже готовым текстом. 1980-е - советские солдаты присылали из Афганистана самодельные открытки (настоящие были в дефиците), вырезали прямоугольник из плаката или обоев, а на обратной стороне писали адрес. 1989 г. - во Франции появилась музыкальная открытка.

Виды города, которого нет. Коллекционер собрал 612 открыток с Царицыным
© АиФ Волгоград