Тушь, подвязки и яйца Фаберже
История России, изложенная при помощи одежды и предметов быта, карт и учебных заведений, сказок и ювелирных украшений. Писатель Александра Литвина и художник Анна Десницкая рассказали обозревателям Николаю Александрову и Наталье Кочетковой о создании таких книг. Александра Литвина «История старой квартиры» (художник Анна Десницкая, изд-во «Самокат») 6+ Писатель Александра Литвина и художник Анна Десницкая соединили микро- и макроисторию на территории довольно большой, но все же одной московской квартиры. Семья Муромцевых вместе с няней и пуделем переезжает в нее в 1902 году и проживает и переживает в ней все катаклизмы ХХ века. Три революции, две мировые войны и одну гражданскую, превращение жилища из частного в государственное и коммунальное. Радуются, отмечают праздники, отправляют детей в школу, грустят. Мужчины спорят о политике, уходят на фронт и возвращаются (или не возвращаются), женщины ведут хозяйство (временами весьма скудное), стоят в очередях, накрывают столы. В комнатах внезапно появляются новые соседи, а иногда также внезапно исчезают, и наутро все обитатели квартиры становятся напряженными и молчаливыми. Жизнь вещей тоже не назвать спокойной: вот хозяйский шкаф перешел вместе с комнатой к новым соседям. Но они оказались порядочными и через некоторое время вернули его прежним владельцам. Однако все же сожженные над примусом шелковые чулки провоцируют конфликт. Впрочем, скоро примус сменит газовая плита, телевизор вытеснит радио, молодежь станет слушать «рок на костях», но и эта мода уйдет в прошлое. Историю квартиры и историю ХХ века авторы закончат в 2002 году, когда расселенную коммуналку превратят в кафе и в нем соберутся со всего мира те, кто когда-то в ней жил. Книга с интересом читается детьми и с удовольствием — взрослыми, но только совместное чтение принесет настоящую пользу. Юлия Яковлева «Краденый город» (художник Влада Мяконькина, изд-во «Самокат») 12+ Юлия Яковлева прекрасно пишет, будь то журналистский текст или книга. Даже на такую не самую популярную тему, как балет. Когда-то именно «Азбука балета», в которой Яковлева собрала все — от либретто самых известных балетов до театральных баек и апокрифов, а также без прикрас описала каторжный труд, который стоит за легким порханием юбок-шопенок по сцене, — сделала автора известной в широких кругах. Но недавно выяснилось, что Юлия Яковлева еще и прозаик. Ее первым опытом стал цикл из пяти «Ленинградских сказок», две из которых уже выпустило издательство «Самокат». В первой («Дети ворона») рассказывается о жизни все той же коммунальной квартиры, только в Ленинграде. В одну непрекрасную ночь в конце 1930-х годов родителей маленьких Тани, Шурки и Бобки увозит воронок. Дети не понимают, что такое «воронок». Им кажется, что их родителей унес черный ворон. И они обращаются к птицам, чтобы узнать, где теперь их мама и папа. «Краденый город» — вторая часть цикла и тоже сказка. Начинается Вторая мировая война. Таня, Шурка и Бобка вместе со своей тетей Верой остаются в Ленинграде, который очень скоро станет блокадным. Из коммунальной квартиры, где они живут, снова начинают пропадать соседи. Но уже безвозвратно. Сначала люди становятся неподвижны, а потом исчезают. Детям кажется, что люди превратились в кукол. Да и как в это не поверить, когда одноглазый плюшевый медведь вдруг оживает и уводит детей в волшебную страну по ту сторону картины? Екатерина Степаненко, Евгения Суслова «Не хочу учиться! История школ в России» (художник Алина Рубан, изд-во «Пешком в историю») 7+ Что лучше: школьная форма или без нее? Раздельное обучение или мальчики вместе с девочками? Сечь детей за невыполненные уроки или не сечь? Примечательно, что в разное время на эти вопросы отвечали по-разному. И то, что теперь кажется прописной истиной, когда-то становилось поводом для дискуссии. Книга рассказывает историю российских учебных заведений для детей, начиная с цифирных школ Петра I, где больше всего внимания уделялось математике, а самым действенным методом считалась зубрежка. Описывает обучение в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе, открытом императрицей Анной Иоанновной, Смольном институте для дворянских девочек и Императорском воспитательном доме для сирот, появившихся благодаря Екатерине Великой. Царскосельский лицей, земские и трудовые школы тоже не останутся без внимания. Авторам интересна не только учеба, но все то, что составляет не менее важную часть школьной жизни: что ели ученики, как отдыхали, каким кумирам поклонялись. И даже позволили себе пофантазировать, какой может быть школа будущего. Александра Литвина, Екатерина Степаненко «Фотографии из 1917 года» (художник Нина Кузьмина, изд-во «Пешком в историю») 12+ Эта книга одновременно похожа и не похожа на «Историю старой квартиры». Похожа, потому что здесь тоже есть герои, которые проживают события, предшествующие 1917 году, сам переломный год и много лет после него. Поначалу они еще дети: мальчик Петя и девочка Дуня. Петя — из обеспеченной семьи служащего. Его семья живет в четырехкомнатной квартире на Васильевском острове, а Петя учится в гимназии. Самая большая Петина неприятность — быть застигнутым классным надзирателем в кондитерской после 7 вечера. Дунина жизнь существенно тяжелее: она живет на окраине Петрограда в слободке. Ее отец — машинист паровоза. Днем она учится в одноклассном училище, а после помогает матери по хозяйству и отцу в его революционной работе (он — большевик). Дети видят митинги на площадях, слышат, о чем взрослые говорят, стоя в «хвостах» за продуктами, а через какое-то время они окажутся соседями по коммунальной квартире. Несмотря на разное «классовое» происхождение детская дружба Пети и Дуни перерастет во влюбленность, а потом в семью. Петя станет инженером, а Дуня врачом. В отличие от «Истории старой квартиры», эта книга интерактивна. В ней изложение событий отечественной истории перемежается с разными заданиями и инструкциями: собрать паззл, вырезать елочные игрушки и даже самостоятельно изготовить симпатические чернила. Тамара Эйдельман «Наша эра. История России в картах» (художник Анна Ритум, изд-во «Пешком в историю») 7+ Что может быть страшнее и непонятней, чем отвечать у карты на уроке истории? Кажется, только рисовать в контурных картах на географии. С обеими фобиями способна справиться книга Тамары Натановны Эйдельман «Наша эра. История России в картах» и даже превратить разглядывание карт в удовольствие. Тамара Эйдельман, учитель истории, заслуженный учитель России, дочь Натана Эйдельмана, известного историка, писателя и пушкиниста, снабдила карты понятными пиктограммами: вот древляне и кривичи с луком за спиной охотятся на диких зверей, а поляне пашут землю. Вот на следующей карте дочери Ярослава Мудрого: Анна, которая стала королевой французской, и Анастасия, которая стала королевой венгерской. А вот эти купола и минареты — город Сарай-Бату, столица Золотой Орды на берегах Волги. И так от первого тысячелетия нашей эры до 1991 года, когда прекратил свое существование Советский Союз, от русских князей до первого российского президента рассказывает историю России Тамара Эйдельман. Конечно, одних карт и пиктограмм недостаточно, поэтому на каждом развороте одну страницу занимают своего рода примечания: короткие информационные справки, сообщающие об основных событиях данной исторической эпохи. Причем не только сугубо российских, но и имеющих к российской истории непосредственное отношение. Скажем, строительство и падение Берлинской стены. После столь наглядного разговора о российской истории и изменении границ государств чтение любых карт становится делом приятным и привычным. Наталия Соломадина «Что придумал Фаберже» (изд-во «Арт Волхонка») О том, что на самом деле эта книга не столько о Карле Фаберже и его ювелирном деле, сколько об истории XIX-ХХ веков нагляднее всего свидетельствует ее финал: «В конце 1917 года вышел декрет большевиков о золоте и платине. Теперь каждый человек имел право владеть золотым изделием не больше 68 граммов. Но часы, или портсигар, или обручальное кольцо, которые выпускала фирма, весили порой в несколько раз больше. Нельзя же владеть половиной ожерелья или частью часов! В начале января 1918 года Карл Фаберже подписал решение о ликвидации фирмы. Мастер понял, что страны, подданным которой он был, уже нет, дело его жизни никому более не нужно. Через несколько месяцев семье Фаберже удалось выехать из России и поселиться в Германии. Карл Фаберже начал болеть, и даже переезд в более мягкий климат швейцарской Лозанны не принес выздоровления». Итак, родившийся в России сын немца французского происхождения и датчанки, учившийся сначала в лучшей немецкой гимназии Петербурга Петришуле, потом в Дрездене, потом любовавшийся красотами Лувра, вернувшийся в Петербург и создавший знаменитую ювелирную империю, обласканный российским императорским домом, произведший фурор на Всемирной промышленно-художественной выставке в Париже, с первого рабочего дня заботившийся о своих мастерах, лучших из которых отправлял учиться за границу, Карл Фаберже вынужден будет бежать из страны в 1918 году и вскоре умрет от сердечного приступа. Из осколков таких камней складывается мозаика истории.