10 неизвестных: "Прыжки" Сальвадора Дали, Мэрилин Монро и Грейс Келли
В отличие от большинства московских музеев, Еврейский музей и центр толерантности работает по понедельникам. 21 февраля там открылась выставка работ одного из главных американских фотографов второй половины XX века Филиппа Халсмана "Прыжок". О "прыжках" Сальвадора Дали, Мэрилин Монро и Грейс Келли редакция m24.ru рассказывает в еженедельной арт-рубрике "10 неизвестных". "С начала 1950-х я стал просить каждого известного или важного человека, которого я фотографировал, прыгнуть в конце съемки. Мной двигало подлинное любопытство. В конце концов, жизнь научила нас контролировать эмоции и маскировать выражения лица, но она не научила нас контролировать свои прыжки. Я хотел увидеть, как известные люди раскрывают в прыжке свои амбиции или их отсутствие, свое самомнение или свои страхи и многие другие черты характера". Так Филипп Халсман говорил о своей серии "Прыжок". Он был родоначальником сюрреализма в фотографии, другом Сальвадора Дали, а также автором более сотни обложек журналов LIFE, Look, Esquire, The Saturday Evening Post и самых узнаваемых портретов политиков, голливудских актеров, художников, писателей и интеллектуалов XX века. Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий Этой актрисе Халсман посвятил целую серию снимков. И вовсе не потому, что она была иконой Голливуда и по сей день остается самой узнаваемой актрисой в мире. Вероятно, сам Халсман ожидал увидеть что-то соответствующее этой славе. "Я поехал на окраину Лос-Анджелеса, где она жила в двухкомнатной квартире. Меня поразило, что уже в гостиной чувствовалось ее стремление к самосовершенствованию. Там я увидел фотографию Элеоноры Дузе и множество книг, которые я никак не ожидал там найти, например, произведения Достоевского, Фрейда, истории Фабианского общества и тренировочные штанги, которые лежали на полу", – рассказывал фотограф. Покоренный ее красотой, он включил в серию "Прыжок" сразу два снимка Монро. Еще одна легенда Голливуда, Грэйс Келли, также прыгала перед объективом Халсмана. На ее счету чуть больше десяти фильмов, "Оскар" за лучшую женскую роль в картине "Деревенская девушка" и слава самой кассовой актрисы своего времени. Снимаясь в картине Альфреда Хичкока "Поймать вора", в 1956 году Келли познакомилась с князем Монако Ренье III и затем стала его супругой. Халсман же сфотографировал актрису раньше, чем на нее свалилась мировая известность и придворные обязанности. Филипп Халсман и Сальвадор Дали познакомились в начале 1940-х. Они были ровесниками (фотограф родился в 1906 году, а известный художник – в 1904) и оказали друг на друга сильное влияние: вместе они развивали художественный язык сюрреализма. Халсман посвятил своему другу несколько фотографических серий, причем одну из них – знаменитым усам Дали, а также запечатлел его на одном из самых узнаваемых снимков вместе с тремя летящими кошками, стулом и разливающейся из ведра водой. Сфотографировать такую сложную композицию удалось только с 28-й попытки. Вдохновленные открытием планетарной модели атома, друзья назвали этот знаменитый кадр "Дали Атомикус". Дин Мартин и Джерри Льюис были самым известным актерским дуэтом 1950-х. Вся Америка следила за их выступлениями, комедийными шоу-программами и личной жизнью, в которой были и разборки с мафией, и скандалы, и головокружительный творческий успех. Они были эталонами стиля 1950-х – 1960-х, а общество "Крысиная стая", в котором также состояли Джуди Гарленд и Фрэнк Синатра, послужило прототипом для огромного количества фильмов – от "Аферы" до "Одиннадцати друзей Оушена" образца 1960 года. Обладатель почетного "Оскара" 1953 года за заслуги перед кинематографом, актер Гарольд Ллойд был легендой немного кино. Вместе с Чарли Чаплином они являлись главными комедийными актерами первой половины XX века. И хотя Ллойд не получил такой мировой славы, как Чаплин, он снялся примерно в двухстах юмористических фильмах за всю карьеру. Более того, он стал одним из основателей Американской академии кинематографических искусств и наук, которая вручает "Оскар". Фернандель (или Фернан Жозеф Дезире Контанден) был одним из величайших комиков французского кино середины XX века. Конкуренцию ему мог составить разве что Луи де Фюнес. Фернандель долгое время играл на театральных подмостках в фарсах и водевилях, пока роль в короткометражной картине "Лучшая нянюшка" (1930) и работа с режиссером Марком Аллегре в экранизации пьесы Саши Гитри "Белое и чёрное" не сделали его знаменитым. Актер сыграл почти в 150 фильмах, снял три ленты как режиссер и был представлен к двум государственным наградам Франции – розетке Почетного легиона и медали "За гражданские заслуги". Наряду с Мэрилин Монро и Грэйс Келли, Одри Хепберн стала настоящей легендой Голливуда. Фильмы с ее участием, такие как "Завтрак у Тиффани", "Как украсть миллион" или "Сабрина" внесены в золотой фонд мирового кинематографа. Актриса пять раз номинировалась на премию "Оскар" и получила статуэтку за роль в картине "Римские каникулы". Помимо актерской карьеры, Хепберн также занималась благотворительностью и внесла огромный вклад в развитие программ гуманитарной помощи на территории Африки, Южной Америки и Азии. Сегодня она занимает третье место в списке величайших актрис в истории американского кино. Халсман заставил прыгать перед камерой не только кинозвезд. На одном из снимков он запечатлел выдающегося ученого XX века Роберта Оппенгеймера, которого часто называют "отцом атомной бомбы". Во время Второй мировой войны он занимался разработками ядерного оружия. Результатом этих исследований стал первый искусственный ядерный взрыв, произведенный в середине 1944 года и названный ученым "Тринити". Оппенгеймер вспоминал, что в момент взрыва ему вспомнились слова из Бхагавадгиты: "Если сияние тысячи солнц вспыхнуло бы в небе, это было бы подобно блеску Всемогущего… Я стал Смертью, уничтожителем Миров". Эта фраза стала одним из самых известных высказываний ученого. Для серии "Прыжок" Халсман сделал более 50 снимков. Фотограф обладал уникальным талантом раскрывать подлинную натуру людей. Один из самых экспрессивных образов в серии принадлежит актеру Энтони Перкинсу, исполнившему главную роль в фильме Хичкока "Психо" и в "Процессе" Орсона Уэлса. Выразительную игру Перкинса оценило даже жюри Каннского кинофестиваля, наградив актера за роль в картине "Любите ли вы Брамса?". Как и Грэйс Келли, Ева Мэри Сэйнт стала актрисой, мировую славу которой принесла игра в фильме Альфреда Хичкока. За дебютную роль роковой платиновой блондинки в нуар-детективе "К северу через северо-запад" Ева Мэри Сэйт получила "Оскар". А фото актрисы в "Прыжке", словно пролетающей над Нью-Йорком, стало визитной карточкой Халсмана.