Шнур устроил на «чартовой дюжине» цирк без цензуры

10-летний юбилей стал для музыкальной премии удачным поводом не только подвести очередные итоги, но и показать, какие тенденции наиболее ярко проявились за все это время на рок-сцене. Впрочем, приставка «рок», судя по происходящему на ней, становится все более условной. Корифеи вроде «Би-2», «Чайфа» и «Ночных снайперов» пока еще держат оборону, сохраняя чистоту жанра, но на передовую начинают вырываться молодые «мичуринцы», скрещивающие стили как им заблагорассудится. Как правило, новые герои появляются на горизонте внезапно, когда их, казалось бы, никто не ждет, и все рассуждают о том, что эпоха «титанов» закончилась. В 2016-м в Питере образовалась команда The Hatters. Год назад они выложили в Сеть клип «Russian Style», где пестро разодетая и татуированная компания веселых ребят, похожая на цыганский табор, колесит по широким полям на старом мотоцикле с прицепом, распевая песню на английском с нарочитым русским акцентом под задорную балканскую музыку. В ролике, набравшем несколько миллионов просмотров, снялся также лидер нашумевшей питерской команды Little Big Илья «Ильич» Прусикин. Уже летом безумные «Шляпники» с шумом прокатились по всем крупным фестивалям и заслуженно одержали победу в номинации «Взлом» на прошедшей премии. Артисты заняли свободную нишу, соединив, казалось бы, несочетаемое, но то, что так любит отечественный слушатель — звучание в духе Эмира Кустурицы с очень простыми душевными текстами на русском, приправив все это смачной иронией. Отыграли на «Дюжине» и другие новые герои нашего времени — «25/17». Но в отличие от предыдущих им пришлось более 10 лет идти к своему прорыву. В 2002 году группу создал Андрей Бледный, и до 2009-го она была известна под трудно выговариваемым названием «Иезекииль: 25/17» — это библейский стих, который цитирует один из персонажей в «Криминальном чтиве». Концертный состав команды собрался только в 2012-м, а сейчас она уже обзавелась целой армией поклонников, сочетая в музыке хлесткий рэп с роком, тяжелой альтернативой и мощнейшей энергетикой. С публики на этот раз хватило и двух групп-новичков, которые — чем черт не шутит — могут в будущем дать фору ветеранам. Правда, у последних еще тоже хватает сил. «Би-2», например, несмотря на долгие годы на сцене, все никак не могут успокоиться и постоянно проявляют такую бурную активность, как будто родились только вчера, — придумывают новые истории, программы, форматы выступлений. Не напрасно: им досталась победа в двух номинациях — Лева стал лучшим солистом, обойдя Сергея Шнурова, Бориса Гребенщикова, Басту и Александра Васильева, а вместе с Шурой они получили золотую пластинку за клип «Птица на подоконнике». Песня была записана с участием Дианы Арбениной, Владимира Шахрина, Найка Борзова, Насти Полевой, Алексея Могилевского на стихи Ильи Кормильцева. Она вошла в сборник «Иллюминатор. Песни на стихи Ильи Кормильцева», выпущенный к 10-летию со дня смерти поэта. В прошлом году на премии ему была посмертно присуждена награда за вклад в музыкальную культуру. В этом — ее участники вспомнили еще одну ушедшую легенду, Анатолия Крупнова. Золотую пластинку получил за него сын Владимир. Юбилейная «Чартова Дюжина» заставила задуматься и о том, как незаметно с годами матереют те артисты, которые, казалось бы, недавно находились в тени. Когда на сцене только появились «Кукрыниксы», их лидера Алексея Горшенева воспринимали преимущественно как младшего брата знаменитого фронтмена группы «Король и Шут» Михаила «Горшка» Горшенева, но молодая команда так быстро набирала обороты, что вскоре обзавелась собственным узнаваемым репертуаром и внушительным фан-клубом. В 2016-м Алексей Горшенев стал солистом года, в этом — лучшей была названа его песня «Шторм». В номинации «Альбом» победила со своим диском «Выживут только влюбленные» Диана Арбенина, которая в этот вечер блистала на сцене не только как рок-звезда, но и как ведущая, сменяя эффектные наряды один за другим. Публику певица эпатировала яркими разнообразными образами, напоминая булгаковскую Маргариту — королеву бала, и презентацией клипа на композицию «оченьхотела» с победоносной пластинки. В нем Диана, сидя в зале, как театральный режиссер наблюдает за собой же на сцене, страстно занимающейся любовью с прекрасным мачо. Героиня не то ревнует мачо к себе, не то себя к нему — можно запутаться в непредсказуемом, изящно снятом сюжете. Арбенина не сдает позиции, все больше эволюционируя с каждой новой работой. Правда, солисткой года она в этот раз не стала, как и Земфира, которую многие считали главной претенденткой на первое место. Впервые за историю премии победу разделили три барышни — фронтвумен «Мельницы» Хелависа и Василиса с Флоридой, новые вокалистки «Ленинграда». Когда группу со скандалом покинула Алиса Вокс, Сергей Шнуров как в воду глядел, сказав, что с богинями он не работает, но зато делает «из средних певичек вполне себе звездочек». Результаты голосования в номинации стали неожиданными, но весьма показательными. Судя по всему, некоторые представительницы высшей рок-лиги уже не рвутся за наградами: Земфира даже не приехала получить приз за лучшее выступление — свои «прощальные» прошлогодние концерты с программой «Маленький человек». «Экспонат», «В Питере — пить», «Сиськи» — искрометные русские народные перлы от «Ленинграда» — продолжают делать свое дело, а их автор — почивать на лаврах. Команда уже второй раз становится группой года, чей феномен кажется странным и очевидным одновременно. Странным, потому что «лирический» герой Шнурова, выражаясь литературным языком, — скорее антигерой, который носит майки-алкоголички, сочно ругается матом и пьет без меры. Очевидно — потому что картинки, которые показывает артист, — это отражение нашей российской действительности. Подсознательно оно привлекает массовую публику: одних тем, что в персонажах песен они видят себя, других — ироничностью. На площадку Шнур вышел в нелепой полосатой футболке без рукавов и красной кепке, на которой большими буквами красовалось матерное слово из трех букв. Премию музыканту вручали Эдгар и Аскольд Запашные, пошутившие, что цирку есть место и в роке. «Все мы цирк, ура!» — закричал Сергей Шнуров и закрепил эффект от сказанного фееричным провокационным выступлением. Радостные Василиса и Флорида, только что получившие награду, вместе с развеселыми музыкантами в ярких костюмах напоминали циркачей из бродячей труппы. Шнуров сначала был деликатен и заменял оценочное нецензурное слово в одной из композиций на мягкое «замечательно». Но вдруг у солиста выключился микрофон, что, кажется, не то разозлило, не то раззадорило его, и нецензурная лексика из хитов полилась рекой, ко всеобщему изумлению и радости одновременно. Теперь сложно даже представить, в каком виде выступление «Ленинграда» попадет в телеверсию шоу.

Шнур устроил на «чартовой дюжине» цирк без цензуры
© Московский Комсомолец