«Рухнул один из столпов нашего кинематографа»
22 февраля не стало народного артиста России Алексея Петренко. По просьбе "Известий" об актере вспоминают его коллеги и друзья. Иосиф Райхельгауз, художественный руководитель театра «Школа современной пьесы»: - Это выдающийся артист, независимо от того, какие он играл роли. Алексей Васильевич сам был настолько содержателен, разнообразен, непредсказуем, что каждое его появление на сцене или экране становилось колоссальным событием в нашей культуре. Я помню, у Германа вышел фильм «20 дней без войны», где лучше всех был Петренко. Он произносил фантастический монолог, который запал мне в душу. Я был счастлив, когда он пришел к нам в театр и играл с Любовью Полищук и Альбертом Филозовым сложнейший спектакль "А чой-то ты во фраке?" Надо сказать, что это три выдающихся артиста. Вот уже и последний ушел из этой плеяды. В прошлом году умер Филозов, Петренко пришел на похороны и мы договорились, что он снова выйдет на сцену. Алексей Васильевич стал играть роль Филозова в спектакле «Дом», затем мы начали репетировать «Пока наливается пиво» с Евгением Гришковцом, где Петренко сыграл старика. Мы планировали на его 80-летие сделать спектакль, где он будет в заглавной роли, ввели его в труппу, это было почетно для нас. Он вернулся в театр, но, увы, ненадолго.... Юрий Грымов, художественный руководитель театра «Модерн»: - Это великая утрата, причём в первую очередь именно человеческая, потому что он любим народом. Его обожают зрители, это великий русский актер. Мы встречались два дня назад с Алексеем Васильевичем, обсуждали его творческий вечер в театре "Модерн". Планировали, что после лета проведём встречу, где он почитает стихи, пообщается со зрителем - и вот такая трагедия. Он большой профессионал, стоящий отдельно от всех. Любой большой артист стоит отдельно. Кто-то им восхищается, кто-то мечтает о нем, кто-то завидует. Я хочу сказать ему: "Браво!" Я горд, что он снимался у меня в фильме «Коллекционер». Сергей Снежкин, кинорежиссер: - Работать с Алексеем Петренко было восхищением и невероятным удовольствием. Даже не знаю, какие эпитеты подобрать. Это абсолютно живой был памятник. Причем в нем было удивительное соединение профессии и человеческого начала. Когда мне утром позвонили и сказали, что Петренко не стало, я вдруг вспомнил, что он был украинец - носитель прекрасной, древней, лукавой, очень музыкальной культуры. Когда я общался с ним в разнообразных обстановках, то познавал другой мир. Это соединение двух культур – русской и украинской - давало ему настоящее величие. Был у нас такой эпизод. Отсняв крайнюю сцену фильма «Похороните меня за плинтусом», где Петренко сыграл одну из главных ролей, мы пошли в ресторан отпраздновать это дело. Естественно, выпили и Краско с Петренко стали петь украинские песни. Люди, сидящие в ресторане, оставили свою еду и собрались вокруг нас, да так и стояли весь вечер - слушали. Я уже не говорю о том вкладе, который Алексей Петренко внес в театральную жизнь страны. Помню, как еще, будучи подростком, был потрясен его работами на сцене театра Ленсовета. Сейчас я готовлю к экранизации роман Достоевского «Подросток», и мы договорились, что он сыграет одну из ролей. Планам, увы, не суждено сбыться. Его уход - это не просто потеря: рухнул один из столпов нашего кинематографа.