«Нас собрали для того, чтобы мы отбили голоса у Севы Новгородцева»

Заслуженный деятель искусств Диана Берлин о проекте «Ъ» «Два мира — два эфира»: Я считаю, что наши и западные песни того времени сравнивать нельзя. Не понимаю, как можно выбирать между «Надеждой» и «Hotel California»? У этих песен абсолютно разные назначения… Результаты вполне ожидаемые: все дело в возрастной категории голосующих, а у «Коммерсанта» аудитория в основном не пожилая. И лично мне нравится, что победили Beatles. Это замечательно. Значит, нашу страну населяют в основном люди с хорошим вкусом, это прекрасно. В то время, когда я была молодая, мы тоже доставали западные пластинки и слушали эту музыку: и «Калифорнию», и Rolling Stones. Правда, достать их можно было с большим трудом, и когда это получалось, для нас это был настоящий подарок. И на радио люди часто звонили и заказывали песни, которых не должно было быть в советском эфире. В основном все, что было нельзя, мы давали ночами, в разных ночных программах. Из-за железного занавеса люди по разные стороны от него развивались каждый в своей среде. У них была своя самобытность, но известная и в Европе, и в Америке, и в Австралии, и в маленькой деревушке в Норвегии, и вообще везде. А все, что происходило у нас, было известно только нам и через какое-то время некоторым представителям Восточной Европы. А так мы варились в собственном соку. Я считаю, что все должно быть более глобально. Можно, конечно, жить и так. Можно жить, извините меня, и без туалетной бумаги. Можно вообще никогда не слышать Иегуди Менухина, не читать Бродского. И люди так жили, проживали жизнь. Современным молодым людям повезло, что они этого занавеса не застали, дай бог чтобы его не было. Пользуйтесь, слушайте, читайте, смотрите, выбирайте себе любимых — как можно шире, учите языки. У нас не было такой возможности. Поэтому лично у меня нет ностальгии по тому времени. У меня из музыки любимым всегда был Градский. То, что он писал, и то, как он исполнял, по крайней мере можно сравнивать с нашими любимыми зарубежными группами и артистами. Но ведь нельзя было слушать «Калифорнию» и нельзя Градского! И Beatles нельзя! Когда я в 23 года пришла работать на «Маяк», он был совершенно особый. Нас собрали для того, чтобы мы отбили голоса у Севы Новгородцева (Русская служба Би-Би-Си — «Ъ»). И мы работали так, что отбили эти голоса. Потому что стали давать в эфир все то, что давать было нельзя. И в результате нас закрыли.