Сайт за 4 миллиона – это совсем недорого

Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Игорь Конышев дал эксклюзивное интервью «ТВ МИГ». Первую и вторую часть интервью можно прочитать здесь и здесь. Часть 3 Передача культовых зданий церкви от мнения музея не зависит «ТВ МИГ»: Что вы можете сказать по поводу якобы инициированной вами передачи церкви Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном, где располагается музей хрусталя и Троицкого храма напротив драмтеатра во Владимире, где также находится выставочный зал музея-заповедника? Сейчас как раз поднялся большой шум в связи с передачей РПЦ Исаакиевского собора в С.-Петербурге. Фото: alexnews.info И. К.: По поводу Исаакиевского собора решение уже принято, он находился в собственности города, и город как собственник принимает решение. Все наши здания и сооружения, включая фонари и скамейки, находятся в собственности Российской Федерации, поскольку мы федеральный музей. В соответствии с 328-м федеральным законом, нас могут просто не спросить, как не спросили директора музея Исаакиевского собора. «ТВ МИГ»: Но сейчас вас уже спросили (или не спросили)? Какова сейчас ситуация? И. К.: Нас не спрашивают вообще. Я знаю, что в 2012 – 2014 году РПЦ направляла запросы о передаче этих зданий. Но, согласно закону, государство должно предложить нам что-то взамен, размером не меньше этих зданий. Исаакиевский собор – это собор-музей, Успенский собор во Владимире – тоже собор-музей. Мы должны быть готовы, что эта дискуссия должна начаться. Но я не субъект этого закона, есть церковная община, есть владелец имущества – Российская Федерация. В музей «Старый Владимир» приходят больше, чем в Палаты «ТВ МИГ»: 6 месяцев – достаточный срок, как вы сказали. Какие реальные действия могут быть предприняты, чтобы посещаемость экспозиций Владимиро-Суздальского музея выросла, скажем, в три раза? И. К.: В три раза, это, наверное, нереально. Мы буквально на прошлой неделе подписали договор с Институтом культурного наследия имени Д. С. Лихачёва. Институт был создан примерно в то время, когда в России под патронат ЮНЕСКО были взяты объекты культурного наследия. Кстати, как раз в этом году исполняется 25 лет с той поры, как ряд исторических объектов Владимира и Суздаля был включён в список культурного наследия ЮНЕСКО. Нам в рамках требований ЮНЕСКО нужно создать паспорта объектов культурного наследия. Самое главное – определить максимальную антропогенную нагрузку на данные объекты. Мы должны учитывать те ограничения, которые накладывает ЮНЕСКО на эти объекты. Это очень серьёзная работа, которой мы будем заниматься с нашими коллегами из Института культурного наследия. К декабрю мы должны провести полную паспортизацию объектов белокаменного зодчества. После этого уже можно серьезно говорить, какие объекты выдержат антропогенную нагрузку, какие – нет. А после этого проектировать логистику. То ли весь турпоток «загонять» на все объекты, то ли всё же дифференцировать. То есть сделать так, чтобы несколько миллионов человек не каждый год туда заходили. «ТВ МИГ»: Вам приписывают фразу, что Палаты (Присутственные места) – это могила между двумя памятниками архитектуры древнего зодчества. Не мы, конечно, их поставили, и не Алиса Аксёнова… И. К.: Ну, это не могила… Палаты стоят достаточно высоко. Палаты – это не памятник ЮНЕСКО, напомню. Они не являются памятником культуры федерального значения. Палаты, это и Алиса Ивановна Аксёнова признаёт, я с ней разговаривал две недели назад, они перегружены. Там не только экспозиционные площади. Там есть и реставрационные мастерские, есть хранилища… Фото: princevladimir.net Скажем, из коллекции хрусталя выставлено только 26%, нам катастрофически не хватает выставочных площадей. И, может быть, за счёт устранения различного рода инсталляций-декораций в Палатах, станет возможным сделать в них хороший музей европейского уровня. Сейчас посещаемость Палат (а их общая площадь 6,5 тысяч квадратных метров) составляет около 45 тысяч человек в год, а музея «Старый Владимир» в бывшей водонапорной башне – более 80 тысяч. Вот о чём стоит задуматься. К слову, именно в Палатах располагается то самое заведение, ради которого туда и заходят многие туристы, – туалет. «ТВ МИГ»: Что касается автоматов для напитков и снеди – вам ставят в вину, что они нарушают гармонию в музейных экспозициях… И. К.: Я подобные автоматы видел в разных музеях мира. Даже в центре Помпиду. Другое дело, что некоторые считают, что их проще было взять в аренду. Но это точно не выгоднее: ресурс автоматов 5 – 6 лет. Окупаемость – около 3 лет. О новом сайте музея-заповедника «ТВ МИГ»: Не слишком ли дорого покупается новый сайт музея – за него музей заплатит более 4 млн рублей? И.К.: 4 миллиона 200 тысяч рублей – поверьте, это нижняя планка. Посмотрите на сайте госзакупок. Вы будете удивлены, сколько денег приличные федеральные музеи тратят на сайты. Почему? Сайт кроме информационного инструмента имеет ещё и коммерческую составляющую. Средняя продолжительность жизни сайта без его кардинального обновления – лет 6 – 7. Нынешний сайт был создан в 1999 году. Сайт пожил, и своё отжил. Сайт – это рекламный продукт. Разделим 4 миллиона 200 тысяч на 7 лет, и на 12 месяцев. Получается около 50 тысяч в месяц. Вполне себе сносный рекламный бюджет. Но новая «начинка» сайта позволит не трогать его лет семь. Он будет нормально открываться на мобильном устройстве. И экспонаты там будут, и мобильные экскурсии, и различные приложения. Мы делаем ставку на индивидуального посетителя. Человек должен подойти к экспонату, скачать QR-код, войти в мобильное приложение сайта и получить информацию об этом экспонате. Сейчас, в старой оболочке сайта, это невозможно в принципе. Ну, конечно, можно сделать сайт и за 100 тысяч рублей на платформе narod.ru. Размещение информации в интернете для нас крайне необходимо. Причём доступной информации. Мы же понимаем, что сейчас народ живёт в интернете, и ему надо предоставлять те возможности, к которым он уже привык. Через сайт он должен получить не только базовую информацию об объекте, он должен забронировать билет, построить маршрут путешествия с понятным таймингом, и сайт выдаст ему информацию, сколько времени понадобится, чтобы обойти всё или часть экспозиций, чтобы с помощью гиперссылок он мог уйти на сайты, которые бронируют отели, которые принимают заказы на обеды. Вся эта «начинка» должна быть на сайте, на его внешнем интерфейсе. Просто объявление на столбе вряд ли поможет привлечь к нам больше туристов. «ТВ МИГ»: Можем ли мы надеяться, что через год или через несколько лет в те же Палаты, скажем, будет выстраиваться очередь туристов, пусть не такая длинная, как в Эрмитаж? И. К.: У нас же нет пророков в своём Отечестве. Когда несколько лет назад проходила выставка «Русь Православная», то народ стоял в очереди, чтобы посмотреть на золотые врата с иллюстрациями из Нового Завета из Суздаля. Может быть, мы сможем создать нечто подобное с помощью нового сайта. Владимирская область рассматривается москвичами как уже и не столь дальнее Подмосковье. Сейчас формируется другая культура посещения музеев. Сделать Палаты хорошим музеем мы сможем. Конечно, на это понадобится время. Что станет с усадьбой Храповицкого «ТВ МИГ»: Можно ли что-то ещё сделать с развалинами замка Храповицкого? И. К.: На полное восстановление замка нужно около 2 млрд рублей, но всё же это будет новодел. Организовать туда паломничество 300 – 400 тысяч человек в год будет сложно. Но постепенно мы начинаем там пространство расчищать. Там же всё заросло лесом, даже каскады фонтанов. С них мы уберём весь подлесок. А потом начнём превращать замок в некий музей руин. Фото: krasfun.ru Во Франции полно таких развалин, вокруг много красивых газонов. Возле лодочной станции рядом с усадьбой в этом году заработает новая экспозиция. Надеемся, что турист оценит, какое-то очарование в руинах есть. Мы предпринимаем попытку ввести усадьбу Храповицкого в музейный оборот. «ТВ МИГ»: А какая первая выставка в этом году пройдёт в Палатах? И. К.: До 22 апреля там откроется новый выставочный зал. И первая выставка, которая пройдёт там – «Легенды о любимом вожде». Всё же столетие революции 1917 года. Я думаю, экспозиция будет пользоваться успехом.

Сайт за 4 миллиона – это совсем недорого
© ТВ-МИГ