«Татуировщик — это вторая древнейшая профессия»

Татуировка постепенно становится частью массовой культуры. При помощи рисунков на коже можно не только выразить свою индивидуальность или украсить тело, но и поддержать благотворительные инициативы. Мастера из московской студии Magnum Tattoo Александр Мосолов (А.М.) и Ольга Есина (О.Е.) рассказали «Ленте.ру», как наколками можно помочь детям, и объяснили, почему тату никогда не выйдет из моды. Уже два года в студии проводится марафон-лотерея под названием «Старая школа». Участники вытягивают номера из барабана и делают себе татуировку. Вырученные средства направляются на нужды благотворительного фонда «Подари жизнь». По результатам акции, прошедшей в сентябре 2016 года, за день было собрано более 50 тысяч рублей. О.Е.: Идея акции «Старая школа» пошла от нашего друга, одного из «динозавров» татуировки, Дмитрия Кузьмичева. Пришел он как-то к нам в студию и сказал: «Ребята, скучно мне, давайте что-нибудь придумаем, у вас есть все ресурсы». А.М.: На носу как раз было 1 сентября, так что вопрос с датой тут же отвалился. Изначально была мысль покуролесить как-то, приурочив событие ко Дню знаний. С другой стороны, возник вопрос: а что полезного мы можем сделать? И акция стала благотворительной, так еще интереснее. О.Е.: Мы каждый год ее проводим и планируем делать еще. В этот раз акция была популярнее, пришло больше людей, мы отправили больше денег деткам. Меня это воодушевило, и я поняла, что с каждым разом это будет давать все больший и больший отклик. Я и сама себе сделала татуировки. Порчу себе руку, потому что необдуманно забиваю ее кусками. А.М.: В плане социальной значимости подобных мероприятий тоже нужно понимать, что мы художники, и достаточно впечатлительные. Мы хотим в чем-то помочь детям, но я лично не готов ехать в детдом по своим личным психологическим соображениям. Я не готов слишком сильно окунаться в это и должен это признать. Но вот какую-то завертеть движуху и как-то пользу принести, это уже другое, это не вопрос. О.Е.: Мы не бесчувственные, мы, наоборот, слишком чувствительные. Я вот, например, тоже не смогла бы поехать. Мне будет плохо морально потом, я не буду спать. А.М.: Татуировка — это увлечение, которое стало большой частью моей жизни. Ну а культура, искусство как-то сами со временем прилепились. Изначально это было все-таки занятие, которое понравилось. А сейчас — вся наша жизнь. Такая же, как семья, пожалуй. О.Е.: Ну да, для меня это образ жизни, и другого сказать нечего. Мы живем этим, наша семья живет этим. У студии есть свой канала на YouTube, там регулярно появляются ролики о повседневной работе мастеров, обзоры технических новинок и даются советы начинающим татуировщикам. О.Е.: У нас вообще изначально концепция была другая, нежели чем у всех студий. Я разработала ее уже очень давно. Все наши мастера работали в разных стилях, которые не перекликаются, а потом мы начали снимать ролики о повседневной жизни студии. Изначально все задумывалось так, чтобы мы не играли на камеру, а вели себя как в обычной жизни. А.М.: Лет 10 назад человек приходил в тату-студию и не знал, чего ожидать. Стереотипы у него в голове были какие-то: брутальные дядьки, тяжелая музыка или, наоборот, какая-то разнузданная тусовка: панк, хардкор и все такое. После того как мы начали видео снимать, человек, когда приходит сюда, уже не боится, ему заранее многие вещи понятны. Какое-то более открытое общение начинается. Почему бы это и не дать людям, если им интересно, если это позволит им расслабиться и чуть больше доверять нам. О.Е.: Все больше людей в последнее время приходят и говорят: «Ничего себе, мы вас видим!», на фестивалях узнают. Мы пока сами не можем для себя осознать и поверить, что мы для кого-то те самые «люди с экрана». Звезду, может, не словили. А.М.: Аудитория у нас все-таки разношерстная. Молодежь жаждет какой-то панковатости и в толк не возьмет, что в видео показывается рабочая обстановка студии. Мы работаем и впахиваем тут, черт побери, нам некогда здесь на ушах ходить. У нас нет того бедлама, какой устраивают на камеру другие студии. Что они там только не вытворяют! Такое ощущение, что у них каждый день там такое шапито происходит. А нам некогда, мы работаем. А.М.: А ролики с советами начинающим — некая благодарность тату-культуре, которая меня вытащила из хулиганских движух и поместила в плоскость искусства. Я вещаю в одностороннем порядке, кому надо — тот найдет для себя какие-то интересности. Тут, наверное, имеет смысл посмотреть в сторону моего татуировочного детства. Очень мало было источников информации, соответственно, развитие мое сильно замедлялось из-за этого. Через некоторое время в моих руках появились медийные рычаги, которые позволили мне сбавить у юных татуировщиков вот этот хардкор. О.Е.: Люди делают татуировки по разным причинам: кому-то долго не разрешали, кто-то не зависит от общего мнения, кто-то для того, чтобы выделиться, а кому-то это просто нравится. А.М.: Клиенты разнообразные. Все возраста, все категории, все есть. Году в 2007, по-моему, забивался у нас парнишка. Чуть ли не 12 лет ему тогда было. Он весь густо запортаченный, там парусники, орлы, все это в олдскуле прям традик-традик. А история там такая: он приходил со своими родителями. Супружеская чета, хардкорщики такие, усыновила из детдома пацаненка 10-летнего. И разрешили ему делать все, что хочет. При этом видно было, что он нормально развивается, учится, но весь в наколках ходит. Самый старый наш клиент... ему где-то сейчас 70-71 год. Когда я его начал забивать, ему было 64. Большинство моих клиентов идут, четко обладая желанием сделать татуировку. Представляют, какая она должна быть, и для них она нечто большее, чем просто украшательство. Среди моих заказчиков много состоявшихся дядек. Для них важными являются какие-то семейные или философские ценности. Прежде всего, именно это они и стараются на себе изобразить. Такие глубокомысленные работы в основном. О.Е.: А если человек приходит и настаивает на какой-то «шняге», то мы долго-долго его отговариваем. Есть такие люди, которым мы говорим, что не будем делать. Они просто уходят, и все. С одной стороны, коммерчески это нам невыгодно, потому что он перейдет через дорогу и сделает в другой студии. С другой — когда ты понимаешь, что молодой мальчик или молодая девочка хочет себе явную гадость сделать, которую всю жизнь будет носить. Зачем портить человеку жизнь? А.М.: Зачем нам в этом участвовать? Еще пошлятину не хочется делать. Мы же все равно стараемся как-то подбить человека на то, что выгодно нам в плане визуально-эстетического содержания. Вряд ли нормальный мастер будет делать откровенно унизительные вещи. О.Е.: Самые популярные татуировки за последнее время — лисы и маки. А.М.: А я бы сказал, что карпы и драконы. Хотя лисы и маки тоже красивы и достойны татуировки. О.Е.: Безумное количество лис, маков в любых проявлениях и космоса. В разных стилях сделаны эти татуировки: реализм, дотворк, акварель, графика и прочие. Я думаю, что популярность таких рисунков связана с женским фактором. То есть девушки, которые сидят смотрят в интернет, видят много маков и считают, что это красиво. Есть же еще часть девушек, пусть будет 30 процентов, они приходят и спрашивают, а что сейчас модно. У них нет своей идеи или замысла, им интересно то, что модно. Так было с татуировками как у Анджелины Джоли. Символы у нее там какие-то. А.М.: Мода на татуировки не пройдет. Я не сильно разбираюсь в определениях и понятиях и что есть мода, я до конца вообще сам не понимаю. В текущее время это всплеск. Но в каждой шутке есть доля шутки: вторая древнейшая профессия — это татуировщик. Наколки сопровождают нас издревле с самых вот пещерных времен. Когда только первые рубцы там с сажей были сделаны, тогда уже понеслось. И в каждом племени был человек, владеющий этим искусством. Долгоиграющая мода получается, несколько тысячелетий уже занимающая. И конца-края этому нет. Да, могут какие-то текущие репрессии, связанные с политической обстановкой в государстве, возникнуть. На примере Японии той же самой, когда там запрещают татуировки и люди вынуждены их скрывать. Но татуировки как были популярными, так и остаются. Сейчас какой-то бум в России, даже, на мой взгляд, все немного идет на спад и вступает в более умеренное русло. Искусство в любой стране становится популярным и востребованным тогда, когда в этой стране царит спокойствие и достаток. Поэтому татуировка в нашем случае является каким-то маркером, что последние 20 лет в России жить более-менее приятно и прилично. Какие-то социальные проблемы есть, но у людей появилось время и деньги на то, чтобы начать интересоваться искусством. Это не мое утверждение, эти выводы давно уже сделаны великими людьми от искусства. А я всего лишь это цитирую. Мы сейчас живем в таком государстве, где люди начали интересоваться искусством — и татуировкой в том числе.

«Татуировщик — это вторая древнейшая профессия»
© Lenta.ru