Брянцев увлеченный

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко вспомнил Дмитрия Брянцева. Концерт, посвященный памяти главного балетмейстера, состоял из избранных мест его наследия: «Дорога», «Странный дуэт», «Девять танго и Бах», «Романс», «Призрачный бал». Балет — искусство скоротечное. Быстро уходят не только танцовщики, которые в 38 уже имеют право на пенсию, но и спектакли. В нынешнем репертуаре «Стасика» постановок погибшего 13 лет назад Брянцева уже нет, поэтому отдельное спасибо педагогам-репетиторам, напомнившим артистам его балеты. Большинству участников концерта, исключая нескольких мэтров, с Дмитрием Александровичем работать не довелось. Может, поэтому брянцевские миниатюры они исполняли с прохладцей — молодые исполнители настроены на другую хореографию. Им трудно понять восторги старшего поколения, восхищавшегося хореографом с экрана: в перерывах между композициями транслировался фильм с участием грандов отечественной культуры. Худрук Театра сатиры Александр Ширвиндт говорил о творческой непредсказуемости «Димки». Гендиректор Большого театра Владимир Урин — о его невероятной увлеченности. Народный артист Владимир Васильев — о том, как трудно ставить, чтобы было и понятно, и за душу тронуло, а Брянцев это умел... «Призрачный бал» — романтическая греза на музыку Шопена — по сей день трогает как неофитов, так и знатоков. На поминальном вечере ее тоже встретили овацией. Кстати пришелся и ностальгический посыл этой одноактовки, рифмующийся с уходом ее создателя. Брянцева сегодня не хватает. При всем своем темпераменте он был хранителем основ, а в неустойчивом мире это дорогого стоит. Придя в театр на Большой Дмитровке в 1985-м, Брянцев руководил балетом без малого 20 лет, сохранив свою должность в смутные годы, когда быстрая сменяемость худруков стала нормой. Он искренне считал «Стасик» домом, где реализуются самые смелые замыслы. И «хозяйствовал» сообразно собственным представлениям о развитии хореографии. В последние годы его руководства эти представления разошлись с новейшими тенденциями. Его последний балет «Дама с камелиями» не приняли ни зрители, ни критики. Он собирался выпустить одноактный балет на музыку Рахманинова, сделать «Пигмалиона» по знаменитому фильму с Екатериной Максимовой и Марисом Лиепой, но — не случилось. Гадать о том, что было бы, не уйди хореограф в расцвете лет, дело неблагодарное. Но то, что после Брянцева «Станиславский-балет», как именуют труппу на Западе, так и не обрел стабильности, факт очевидный. После 2004 года театру фатально не везло с балетными руководителями. Народный артист СССР Михаил Лавровский ушел, не дождавшись окончания контракта. Большие надежды возлагались на Сергея Филина, но тот покинул «Стасик» ради аналогичной должности в Большом. Сменивший его Игорь Зеленский умудрялся руководить сразу двумя театрами, и это не добавляло уверенности танцовщикам. Что будет со «станиславцами» сейчас, когда труппу возглавил экс-этуаль Парижской оперы Лоран Илер, — вопрос открытый. Новый худрук, вступивший в должность 1 января, хорошо знаком с традициями европейского балета, но вряд ли заинтересуется наследием «Стасика». В том числе брянцевским. — Сегодня нам нужен лидер, который сохранил бы всё, что было создано, и в то же время двигался вперед. Так, как в свое время делал Дмитрий Брянцев, — сказал «Известиям» Владимир Урин еще в бытность гендиректором «станиславцев». Вперед-то труппа двинется, но кто будет хранить?

Брянцев увлеченный
© Известия