В Пермском театре "У моста" рассказывали о Высоцком

Исполнителями были москвичи - заслуженные артисты России Любовь Чиркова и Валерий Черняев, автор идеи и режиссер Валерий Золотухин. Этот спектакль неоднократно шел на сцене Театра на Таганке. С ним Любовь Чиркова и Валерий Черняев гастролируют по России 23 года. Редкие постановки доживают до двадцатилетнего возраста. Театр стремится уловить атмосферу сегодняшнего дня. Даже если говорит о прошлом. Ну, что нового можно сказать сегодня о Владимире Высоцком со сцены? Написаны сотни воспоминаний, изучены до мельчайших подробностей его роли в спектаклях и кинофильмах, песни растиражированы на разных носителях информации. Его образ бунтаря и романтика воплощен в скульптурах. В той же Москве - на Страстном бульваре, во дворике Музея современной истории на Хитровке. Одна из недавних передач цикла Игоря Волгина «Игра в бисер» по каналу «Культура» была посвящена поэзии Высоцкого, и там один смелый литературовед сказал, что поэзия XX века - это прежде всего Александр Блок и Владимир Высоцкий. «Хрестоматийный глянец» сегодня прочно обволакивает жизнь и творчество Высоцкого, актера и человека. И честно говоря, у меня были сомнения по поводу того, удастся ли исполнителям этого спектакля в Перми прорваться к сердцам зрителей сквозь толщу времени. На афише стояло указание, что спекталь-концерт сделан по книге воспоминаний Марины Влади, известной киноактрисы и последней жены Высоцкого, и по его произведениям. Но сразу скажем, что в книге отношение Марины к любимому гораздо жестче, чем на сцене. На сцене дан скорее русский вариант их отношений, в которых любящая жена несет судьбой возложенную на нее ношу. Самое главное в сценическом действии, однако, образ Владимира, с гитарой и песнями, когда открывается зрителю самое существенное, что было в духовной и душевной биографии артиста. Чудо этого спектакля как раз в том и состоит, что Валерий Черняев исполняет песни не «под Высоцкого», а стремится раскрыть замысел каждой из них. Он не отказывается от собственной актерской индивидуальности и вместе с тем каким-то волшебным образом (вот оно, чудо театра) перевоплощается в своего товарища, коллегу по сцене, сохраняя при этом дистанцию, человеческий такт и бережность по отношению к своему персонажу. Мгновенно входить в роль и выходить из нее, быть личностью в искусстве и жизни - это один из феноменов существования актеров Театра на Таганке, который был нам продемонстрирован в тот вечер весьма отчетливо. Между песнями Валерий Черняев немного рассказывал о себе: как он пришел молодым актером в театр на Таганку, в одной гримерке оказался с известными актерами, как хотел прославиться... И все это с юмором, хотя тут скрывается и далеко не простая история быть вторым исполнителем в ролях, которые ставились на Высоцкого. Любовь Чиркова, представляя Марину Влади, была сдержанна в эмоциях и привлекала умением внимать партнеру по сцене, быть рядом в готовности прийти на помощь. В спектакле вспоминался монолог Хлопуши (из любимовского спектакля «Пугачев» по стихам С. Есенина), роль которого исполняли в свое время и Высоцкий, и Черняев. Этот монолог общеизвестен: он есть на Youtube с Высоцким и голосом самого Есенина на старой пластинке. Акцентировалась и знаменитая фраза: «Проведите, проведите меня к нему, я хочу видеть этого человека»... На спектакле-концерте именно эти слова Хлопуши, произносимые Валерием Черняевым, в какой-то момент чисто ассоциативно наполнились дополнительными смыслами. Сам артист вдруг стал восприниматься как отважный проводник, который упорно вел зрителей из атмосферы катастрофического глобализма XXI века в мир 1960-х с их теплотой отношений, верой в человека, надеждами на справедливость, победу добра. Репертуар исполненных в тот вечер произведений был точно выверен: от так называемых блатных (на самом деле, это музыкальное эхо политических репрессий) к жанровым, любовным и в конце спектакля - к лирике гражданской, патриотической. Один из самых выразительных заключительных аккордов - исполнение песни «Он не вернулся из боя». Когда после зрительских аплодисментов актер предложил залу спеть вместе с ним «Песню о друге» Высоцкого из фильма «Вертикаль», которую когда-то знала вся российская интеллигенция, запели не все. Но кто не пел, внимательно слушал. Спектакль-концерт о Высоцком помог молодым увидеть истинных героев советских 1970-х с их ценностями дружбы, любви, верности делу. Он упорно соединял поколенческую «времен разорванную нить». Спасибо театру «У моста», который поспособствовал такой встрече. Фото из архива театра Валерия Неукрытого