Рояль в кустах

Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Игорь Конышев дал эксклюзивное интервью «ТВ МИГ». Это его первое подробное общение с прессой после того, как советник владимирского губернатора по культуре Герой Труда РФ экс-гендиректор музея-заповедника Алиса Аксёнова направила открытое письмо в Российский фонд культуры. В нём она провозгласила, что Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику грозит уничтожение в связи с назначением на должность его генерального директора Игоря Конышева. Алису Ивановну ни в чём не упрекаю «ТВ МИГ»: Почему Алиса Аксёнова, которая занимала пост генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника полвека, столь категорично настроена против вас? Её вклад в развитие музея неоспорим, ведь именно ей в значительной степени принадлежит заслуга превращения Суздаля в город-музей. Почему вы крайне редко выступаете в СМИ, несмотря на нападки на вас? Ведь уже давно прошли те самые пресловутые «100 дней» со времени вашего вступления в должность. Фото: kp.md Алиса Аксёнова И.К.: Никто уважаемую Алису Ивановну ни в чём и не упрекает. Что касается её неприятия меня в должности гендиректора музея-заповедника, то я вам напомню, что она была настроена против деятельности и предыдущего гендиректора (Светланы Мельниковой), хотя это была её родная племянница. Нужно понимать, что Владимиро-Суздальский музей-заповедник – это федеральное учреждение, и назначение гендиректоров проходит по абсолютно понятному протоколу, по перечню согласований Министерства культуры РФ. Я не вижу оснований для столь резкой реакции Алисы Аксёновой. По словам Конышева, он «не спешил делать какие-то громкие заявления в связи с тем, что Владимиро-Суздальский музей-заповедник – один из крупнейших в стране по площади, по числу зданий и сооружений», и ему было необходимо с ним детально познакомиться: «приехать на каждый объект, пройти через все подвалы, чердаки, подсобные помещения, музейные фонды, посмотреть, где что течёт, где капает, где что отваливается». Фото: mtdata.ru музей-заповедник «Первые 6 месяцев работы – это вхождение в должность, и было бы неправильным требовать от человека, чтобы он через месяц-два расписал по дням, чем он будет заниматься в течение последующих нескольких лет. По прошествии полугода стали очевидными задачи, которые нужно решать», – рассказал «ТВ-МИГ» Игорь Конышев. О концертном рояле «ТВ МИГ»: Почему такое негодование вызвала покупка музеем концертного рояля? Во дворцах в пригородах Петербурга часто устраиваются концерты… И.К.: Да, рояль в учреждении культуры… некоторые считают, что это ужасно… В Крестовой палате в Суздале, где поставили рояль, мы будем проводить камерные концерты. Первый концерт пройдёт уже 18 февраля. Рояль мы купили за собственные средства. В Суздале масса туристов, которым совершенно нечем заняться после шести часов вечера. Мы должны придумать какие-то опции, которые бы побудили туриста остаться в Суздале. А концертных площадок в Суздале мало. Мы придумали камерный формат для классической музыки, мы решили провести такой эксперимент. Не думаю, что сразу же будет аншлаг. Посмотрим. У нас есть возможность договариваться со многими известными исполнителями, которые берут за выступление недорого. Нам помогает близость Москвы. С окраины Москвы до её центра иной раз надо ехать два часа, а из Москвы во Владимир на электричке – час сорок. Мы попробуем и пленэрные варианты концертов летом. Нужно повысить эффективность работы музея «ТВ МИГ»: Вы уже можете сформулировать основные направления развития музея? И.К.: Вектор развития нам даёт Министерство культуры. Мы должны делать то, что от нас ожидает государство. Если говорить в общем, то задача всех музеев-заповедников – их у нас 63 в Российской Федерации – это повышение эффективности работы учреждений культуры. Мы должны быть привлекательными и интересными для нашего посетителя, год от года мы должны принимать всё больше экскурсантов. Другая составляющая – это экономика. Уже пятый год федеральные музеи живут в режиме неполного финансирования со стороны Министерства культуры, нынешний экономический механизм музея принципиально отличается от того, что был до 2012 года. До этого времени государство полностью обеспечивало деньгами жизнеобеспечение музеев, а деньги, которые они зарабатывали, возвращались назад государству. Сейчас государство даёт музею только ту часть денег, которые музей не зарабатывает для обеспечения своих нужд. При этом те деньги, которые музей зарабатывает, он тратит на свои уставные цели, не возвращая эти деньги в Минкульт. Хотим мы этого или не хотим, но ни закупить новое оборудование, ни провести реставрацию, мы не сможем, если нет денег. На сегодняшний день 45% расходов музея составляют целевые субсидии, т.е. государственные средства, и 55% – это собственные средства музея-заповедника. До самоокупаемости мы не дойдём, да и вся культура вряд ли сможет дойти до самоокупаемости. «ТВ МИГ»: Недавно музей отвёл время для бесплатного посещения своих экспозиций… И.К.: С ноября прошлого года мы ввели бесплатное посещение музея с 15:00 по воскресеньям для всех посетителей. В целом среди посетителей музея 40% – это льготники. Если в прошлом году мы приняли около 1,1 млн посетителей, то можно посчитать, что около 450 тысяч граждан посетили музей бесплатно или на льготных условиях. По итогам эксперимента с бесплатным посещением музея уже можно сказать, что он удался. Посещаемость в эти часы была от 500 человек до 1300. В эти часы приезжие уже разъезжаются, это неплохая модель, мы будем её продолжать и подумаем, как её развить. Еще один важный момент нашей работы – это реставрация. У нас очень хорошие реставрационные мастерские, мы постоянно набираем молодых реставраторов. Недавно взяли мастера по темперной живописи. Всё это финансируется из внебюджетных денег. Бюджета не хватает даже на зарплату. Фото: klopsky.ru реставрация Есть планы по расширению и депозитарных площадей, реставрационных площадей; объёмы хранения вещей, которые нуждаются в реставрации, огромны. Обладая достаточно неплохой коллекцией древнерусской живописи, мы, к сожалению, показываем процентов 20. Продолжение следует.

Рояль в кустах
© ТВ-МИГ