Истоки славы. Какой след оставил Фёдор Шаляпин в Казани?
105 лет назад певец приехал на родину, в Казань, чтобы освежить воспоминания, запечатлеть на фото места, связанные с его детством, юностью. Он провел в Казани больше недели. Будучи известным певец часто приезжал в родной город, давал концерты. Но поездка, состоявшаяся осенью 1912 года, была другой. Максим Горький, с которым Шаляпин дружил почти треть века, несколько лет уговаривал певца написать автобиографию. И вот Шаляпин откликнулся на эту идею. (автобиоргафическую повесть «Страницы из моей жизни» Шаляпин и Горький писали вместе с 1916 года в Форосе. Они были изданы в 1917 году в журнале «Летопись». - Прим. авт.). По данным Сергея Гольцмана, автора исследования «Шаляпин и Казань», в коллекции фотографий 1912 года, которые певец предполагал использовать в своих воспоминаниях, свыше 50 фотографий. На них флигель дома купца Павла Лисицына на ул. Рыбнорядской (ныне ул. Пушкина, 10), где родился певец, виды посёлка Ометьево, Суконной и Татарской слобод, с которыми связаны яркие воспоминания детства. «Мать и её подруги долгими зимними вечерами собирались, пели песни, - вспоминал Шаляпин. - «Под тихие слова песни душа грезила о чём-то... » Впоследствии любимая песня матери. «Эх ты, Ванька!» вошла в постоянный репертуар певца. В Ометьеве снялся со своей няней Дарьей Александровной Букиной. На фото была запечатлена панорама деревни, тех мест, где Федя впервые увидел хороводы. «Я бывал и на прекрасном Средиземном море, и в Атлантическом океане, - писал певец в своих воспоминаниях. - А все-таки и до сего дня с любовью помню тихое, тёмное озеро Кабан. Тишина и спокойствие его приводили мысли мои в порядок, отвлекали меня от скверны, в которой медленно и лениво тянулась жизнь Суконной слободы». «Уникальные фото, которые Шаляпин сделал в 1912 году, растиражированы, хранятся в нескольких музеях, - говорит директор Литературно-мемориального музея А. М. Горького Марианна Гаврилова, в котором хранится более 4 тыс. экспонатов, посвященных Шаляпину. - Точно неизвестно, где же подлинная серия снимков, которую держал в руках певец. Негативы не сохранились. С большой долей вероятности предполагаем, что подлинники хранятся у нас. Жена Горького Екатерина Пешкова в своей переписке с казанским краеведом Николаем Калининым упомянула, что передавала эти снимки одному из первых директоров нашего музея Марии Елизаровой. А до этого Екатерина Павловна получила снимки от самого Шаляпина». Шаляпинские «университеты» Шаляпинская коллекция в музее формировалась благодаря дочери певца Ирине Федоровне и при участии жены Горького, передававшей в казанский музей еще и личные вещи Горького, его семьи. Ирина Федоровна и Екатерина Павловна, начиная с 1949 года, неоднократно приезжали в Казань, дружили с Марией Елизаровой. «Екатерина Павловна была настоящим музейщиком, хотя никогда не работала ни в одном музее, - говорит Марианна Гаврилова. – Благодаря ей, пополнялся экспонатами музей Горького в Казани и музей Горького в Нижнем Новгороде, в Москве. Ирина Федоровна вместе с ней передавала вещи своего отца и его ближнего окружения и в горьковские, и в шаляпинские музеи и экспозиции, понимая, что биография великого писателя неотделима от судьбы великого артиста. Кроме Казани музеи певца есть в Москве (в доме на Новинском бульваре, где жила его первая семья – жена Иола Торнаги и пятеро детей) и в Петербурге на ул. Графтио, где жила вторая жена артиста - Мария Петцольд, двое её детей от первого брака и три дочери Шаляпина. К слову, Мария Петцольд, как и Фёдор Иванович, была уроженкой Казани, вдовой известного пивного коммерсанта. «Он скоропостижно скончался, оставив двух младенцев. Отца этим детям заменил Шаляпин, уже имевший пятерых детей от первого брака, - пишет Сергей Гольцман. – В новой семье родились еще три дочери. Был у Шаляпина и приемный сын Владимир, потерявший своих родителей. «Я люблю этих чертенят всех – и своих и чужих», - писал певец Горькому». Ещё один музей – «Дача Шаляпина» открыт в Кисловодске. Однако именно в Казани хранятся раритетные экспонаты, рассказывающие о роли Казани в судьбе будущего артиста. Необычность музея в соединении двух великих имён – Горького и Шаляпина. Каждый из них прошёл в Казани свои «университеты». Горький называл Казань – «любимейший из моих университетов», а Шаляпин, узнав, что в августе 1928 года его друг «Максимыч» посетил Казань, написал ему из Будапешта: «Взгрустнул маленько, как получил твоё письмо о пребывании в Казани. Как перед глазами вырос в памяти моей прекраснейший (для меня, конечно) из всех городов мира - город». Дочь Шаляпина и Иолы Торнаги Ирина Фёдоровна внешне очень напоминала своего отца, была актрисой, снималась в фильмах. Но далеко не всегда её имя указывали в титрах. Имя Шаляпина долгое время фактически было под запретом (артист эмигрировал из Советской России). Получив первым в стране в 1922 году звание народного артиста РСФСР, он вскоре остался на Западе во время очередных гастролей. В 1927 году певца лишают этого звания. Его восстановили только в 90-е годы прошлого века. От статиста до звезды В каждый свой приезд в Казань Шаляпин обязательно встречался со своими бывшими коллегами - сотрудниками Казанской уездной земской управы, где он в 1886-87 годы служил помощником писаря. Этой традиции певец не изменил и в свой последний приезд в 1912 году, снявшись на фото за письменным столом в управе. Помощником писаря он проработал недолго. Увлечённый театром юноша вызвался заменить заболевшего артиста в театре, находившемся в Панаевском саду (ныне место стадиона «Динамо»). Это была маленькая эпизодическая роль в пьесе «Бродяги», но Федор, выйдя на сцену, не смог сказать ни слова. Зрители смеялись, свистели. Спектакль сорвался. Артист в слезах бежал из театра, три дня не появлялся на работе в управе, после чего его уволили. «Попав однажды 17 мая 1883 года в Казанский городской театр на драматический спектакль Петра Сухонина «Русская свадьба на исходе 16 века» юный Федор «заболевает» театром и стремиться в него попасть, затем систематически выходит на сцену театра в качестве статиста, - рассказывает Марианна Гаврилова. – Его первой оперной партией стала маленькая роль Зарецкого в опере Чайковского «Евгений Онегин» в любительской постановке на сцене Казанского городского театра в1889 году. Но многие биографы считают началом оперной карьеры Шаляпина 1890 год, когда он поступил хористом в профессиональную опереточную труппу и уехал из Казани в Уфу. А в хор казанской оперной труппы в 1888 году будущего великого баса не взяли. Зато, приняли А.Пешкова (Горького), голос которого к тому времени уже сформировался. Будущий «буревестник революции» был на пять лет старше Шаляпина, у которого в этот период как раз была мутация голоса». «Не жалей себя!» Чернильный прибор, заколка для галстука, бювар, концертная атласная рубашка, в которой Шаляпин выходил на сцену, костюм хана Кончака из «Князя Игоря», туфли Мефистофеля из «Фауста», барельеф любимого певцом композитора Николая Римского-Корсакова, который сделал сам Фёдор Иванович, трость артиста, в набалдашнике которой «угадывается» знакомый профиль его друга Горького. В Литературно-мемориальном музее Горького в Казани много личных вещей Шаляпина. Документально подтверждено, что именно в этом музее хранится знаменитый рояль фирмы «Detlaff&Co» из московской квартиры певца, переданный музею через первую жену артиста Иолу Игнатьевну Торнаги и дочь Ирину Федоровну Шаляпину. В просторной витрине с мемориальными вещами - модный в начале XX века музыкальный аппарат витрола (аналог граммофона). Для современников певца она была чем-то вроде суперсовременного домашнего кинотеатра, стоила больших денег. В отличие от Горького, который был не притязателен в быту, равнодушен к роскоши (хотя и жил на прекрасной вилле в Италии, а затем, в советские времена – в великолепном просторном доме Рябушинского в Москве, занимался коллекционированием и передавал свои коллекции в музеи страны), Шаляпин любил дорогие, изысканные и элегантные вещи. А завоевав мировую славу, мог многое себе позволить. За известную фразу «Даром пусть птички поют!» Шаляпина называют меркантильным. «Его казанское детство и юность не были простыми, - рассуждает Марианна Гаврилова. – В Казани семья жила очень бедно, трудно, средств постоянно не хватало. Наверное, у Шаляпина были причины быть «расчетливым». Уже став всемирно известным, он трудился до последних лет своей жизни. Надо было содержать две семьи, десять детей». А, чтобы оставаться на вершине славы, нужно было постоянно работать, не жалея сил. Известно, певец свой последний приезд в Казань певец побывал в гостях у любимого им с детства оперного артиста Юрия Закржевского. К тому времени этот певец потерял голос, вынужден был бросить сцену, жил в нищете, пишет Сергей Гольцман. «Я имел грустную честь помочь ему немножко, - вспоминал Шаляпин. – И видел на его глазах слезы обиды и благодарности, слезы гнева и бессилия. Это была тяжелая встреча... Пропал голос, и нет человека, он всеми забыт, заброшен, как надоевший ребенку деревянный солдатик, когда-то любимый им. И если не хочешь испытать незаслуженных унижений – куй железо, пока горячо, работай, пока в силах, не жалей себя!». Но, работая на износ, певец умел быть необыкновенно щедрым. Вместе с Горьким организовывал горьковские ёлки для бедных детей в Нижнем Новгороде, построил там Дом культуры. Во время Первой мировой войны на свои средства построил лазарет для русских раненых солдат. К слову, в свой последний приезд в Казань певец внес в распоряжение 3-й мужской гимназии 2 тыс. рублей (Большие деньги по тем временам, если даже в столичных трактирах можно было прекрасно отобедать за 30-50 копеек – прим. авт.). Проценты от этих денег поступали на оплату за обучение в гимназии одного из воспитанников Шестого городского начального училища. Избрание достойного ученика на стипендию имени Шаляпина предоставлялось педагогическому совету гимназии совместно с заведующим начальным училищем. Вот как описывает Сергей Гольцман встречу Шаляпина с учениками училища, в котором будущий певец учился в 1882-1885 годы и окончил с отличием: «В три часа дня состоялась встреча с учениками училища. Они были в восторге. Один из них сказал приветственное слово. Шаляпин был растроган искренней детской речью, взял ученика на руки и высоко поднял его. Другой ученик Кульков очень хорошо прочитал басню «Волк на псарне». Фёдор Иванович посадил мальчика к себе на колени и поцеловал. Сам артист прочитал ученикам «Бурлака» Никитина и одно шуточное стихотворение. - Чтение было выше всяких похвал, - вспоминали очевидцы. Первым стипендиатом стал Кульков, который привел в восторг Шаляпина своим чтением стихов». В конце 90-х годов прошлого века музей Горького возобновил традицию Шаляпинских премий. Такая награда ежегодно вручается 13 февраля начинающему, подающему надежды певцу. «Лауреатами этой премии в начале своего пути были Михаил Казаков – самый молодой Борис Годунов после Шаляпина в истории мировой оперы, солист московского театра «Геликон-Опера», ученик Галины Вишневской Алексей Тихомиров, заслуженная артистка Татарстана Аида Гарифуллина, - говорит Марианна Гаврилова. - У самой первой премии не было денежного эквивалента, и Михаилу Казакову вручили сувенир из антикварного магазина, который находился на территории музея. Но и тогда эта награда считалась очень почётной, ведь она носила имя Федора Ивановича Шаляпина».