Политика любви. Владимир Бортко о разбитых сердцах и скрепах общества

«Небывалое! Неслыхалое! Я снял фильм не о политике, а о любви» - так недавно написал у себя на странице в соцсети Владимир Бортко. Накануне Дня святого Валентина мы поговорили с именитым режиссёром о самом возвышенном чувстве и о его новой картине, которая так и называется - «О любви». Брак потерял смысл? Алина Клименко: Владимир Владимирович, тематика фильма действительно вам несколько не свойственна. Что подвигло ею заняться? Владимир Бортко: Встречаются два человека - он и она. Банальнейшая, казалось бы, вещь - и вдруг их жизнь резко меняется. Просто потому что они посмотрели друг на друга. И - бабах! Будто бомба взорвалась... И так, как у них было раньше, быть уже не может. И дальнейшая их жизнь становится совершенно другой. Иногда ВСЯ жизнь! И при этом нет никакой гарантии вечного счастья... Книг и фильмов об этом создано немало. Вот и я в 2004 году написал сценарий. По разным причинам долго фильм не снимал, но вот лента готова. Премьера назначена на 23 марта. - То есть любовь - это скорее катастрофа, нежели счастье? - «Все страсти являются болезнями, и их жертвы страдают умственными недугами», - это сказал Цицерон 2000 лет тому назад. И современная медицина определяет состояние влюблённости, как «... резкое нарушение психики, тормозящее работу мозга». Но сколько мудрые люди ни стремились к «уничтожению страстей», а любовь до сих пор управляет миром. Героиня фильма девушка Нина отдалась своему чувству всей душой. В какой-то степени эта история напоминает сюжет романа Толстого «Анна Каренина». И там, и там речь идёт о сильном чувстве, о страсти, нарушающей и разрушающей все запреты и условности, существующие в обществе. Ломающей даже жизни... И всё же любовь - это величайший дар, данный человеку. - В фильме речь о любовном треугольнике - героиня изменяет своему супругу с новым возлюбленным. Сейчас много говорят о кризисе института семьи. Как вы считаете, брак действительно потерял свой изначальный смысл? - Немалую роль в том, что брак стал более свободным, сыграло экономическое раскрепощение женщины. Очевидно же - когда она получает самостоятельность, финансовую независимость, ей ни к чему терпеть непристойные выходки мужа или его несносный характер. Семья теперь должна держаться не на страхе остаться без средств к существованию, а на взаимных любви и уважении. И это гораздо сложнее... Мне сложно рассуждать на эту тему, поскольку я сам женат уже 45-й год. И большинство моих друзей тоже имеют долгие крепкие семейные отношения. Но я осознаю - это относится именно к старшему поколению. - На своём недавнем выступлении в Госдуме вы предложили пересмотреть существующую Конституцию страны. Одним из доводов стало то, что слово «семья» в ней упоминается значительно реже, чем в подобных документах других стран. - Потому что семья - это важнейшая составляющая жизни общества, основа государства! Она даже структурно устроена как государство: есть президент и премьер-министр, которые после некоторых дебатов принимают решения. И есть где-то там внизу народ - детишки, на который эти решения спускают сверху (смеётся). Поэтому семья во всех странах является одним из основополагающих институтов. Увы, в нашей Конституции это слово употребляется значительно реже по сравнению с конституциями других стран! И это плохо, это необходимо менять. Государство обязано поддерживать базовую ячейку общества. Тогда, возможно, не произойдёт обесценивания семейных ценностей, о которых мы говорили выше. - А что власть может сделать для укрепления института брака? - Если в главном документе государства будет утверждаться что: «Семья - это базовая ячейка нашего общества, семья - это хорошо», положительные изменения мы увидим. Что нас объединяет - На днях ваша коллега по Госдуме Наталья Поклонская инициировала повторную прокурорскую проверку готовящегося к выходу на экраны фильма «Матильда» Алексея Учителя. Вы как законодатель, с одной стороны, и мастер - с другой - кого в этой ситуации поддерживаете? - Госпожа Поклонская - дама симпатичная и трепетная, но хорошо бы ей немного умерить свой пыл. Ведь мы имеем дело с художественным произведением, которое вовсе не обязано соответствовать её убеждениям и верованиям. Творчество - это совершенно особый вид человеческой деятельности, в котором возможно всё, кроме нарушения Уголовного кодекса. Кесарю - кесарево, Богу - Божье. Никто не вправе мне указывать, что и как снимать. Хотите высказать своё мнение - пожалуйста, но не во время спектакля и тем более не в процессе его создания. Вы можете выступить резко против какой-то выставки, но не обливать мочой экспонаты. На ум приходит русская пословица: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт». Как вам, к примеру, такая новость - новосибирский митрополит увидел в балете «Щелкунчик» оккультные мотивы? - Тем не менее передачу Исаакия церкви вы одобрили... - Да. По тем же мотивам, о которых я говорил. Отдайте Богу Божье! Я вообще не понимаю, из-за чего весь сыр-бор. «Спасём Исаакий»! От чего? Его что, сносить собрались? Дело в другом. Группа граждан, в основном принадлежащих к либеральным партиям, проигравшим выборы, но желающих пропиариться для «будущих побед», использует любую возможность возглавить любое движение. Но хочу спросить противников передачи этого храма РПЦ - «музеем чего является Исаакиевский собор?» Самого собора! Церкви! Там иконы висят. Так отдайте его священнослужителям, он же изначально строился как храм, что же в этом плохого? Единственное, что сегодня скрепляет наш несчастный русский народ, который государство никак не опекает и о котором даже в его собственной Конституции нет ни слова, это православие... И неважно, веришь ты в Бога или нет. Практически каждая русская семья, родив ребёночка, вскоре несёт его в церковь - крестить. У нас что, все верующие? Да нет же, просто через этот обряд маленький человек приобщается к лону своего Народа. А ещё пусть любители музеев прочтут то, что написано на фронтоне Исаакия: «Храмъ Мой храмъ молитвы наречется». Значит это Церковь. И к светскому обществу она никакого отношения не имеет. - Ваши петербургские соратники по политическим взглядам данное мнение относительно Исаакия и РПЦ не разделяют. - Да, меня как коммуниста упрекают в такой позиции. Хотя если вспомнить коммуниста Сталина, то именно он возродил Патриаршество в России. И сделал это во время Великой Отечественной войны, когда необходимо было объединить народ. Сейчас нам это тоже бы не помешало. Экшен и чувства... - Вернёмся к вашей картине. Вы сами как бы определили жанр фильма? - Это чистой воды драма. Без приставки «мело». Тот жанр, который сегодня так редко присутствует на экранах. - На какого зрителя рассчитана лента? - Я постарался приложить максимум усилий, чтобы смотреть мой новый фильм было интересно всем. Конечно, хотелось бы, чтобы в кинотеатры пришла и молодёжь. Актёры Анна Чиповская, Алексей Чадов, Дмитрий Певцов, Мария Миронова, думаю, будут этому способствовать. Хотя новое поколение любит спецэффекты, экшен. Но экшен в фильме тоже будет. Как и драки, и пистолеты... Однако всё-таки в основе сюжета - отношения. Потому что, как говорил Станиславский, «единственное, что стоит смотреть - это жизнь человеческого духа».

Политика любви. Владимир Бортко о разбитых сердцах и скрепах общества
© АиФ Санкт-Петербург