Художник Ирина Горюнова рассказала о нейронных механизмах, актуальности Булгакова и лучшем городе на Земле

У москвички Ирины Горюновой в самом разгаре выставка картин в Швейцарии, а в марте – открывается в Нью-Йорке. Корреспондент «ВМ» расспросил художницу о творчестве и о том, что она думает о лучшем городе Земли. - Ирина, я безусловный поклонник твоего творчества, уже давно я не видел холстов, которые произвели бы на меня столь сильное впечатление. Скажи, пожалуйста, как тебе это удаётся? - Такой и легкий, и сложный вопрос одновременно. Я стараюсь создать уникальный алгоритм форм и цветов, связанный с определенными нейронными механизмами, которые запускаются через эмоциональную встряску для передачи ключевых мыслей и идей. Здесь участвуют и сознательное (в меньшей степени) и бессознательное, все происходит абсолютно гармонично. - Что ж, это интересно. Знаешь, когда я смотрю на твои работы, то вижу такую необычайную многослойность смыслов, для меня они значительно шире названий полотен. - И что ты там видишь? Естественно, мне как автору рассуждение зрителя на эту тему гораздо увлекательнее вопроса ко мне как к художнику о том, что я хотела сказать в своей работе. - По ощущениям – время. Время, уложенное в круг и вставленное, оставаясь круглым в прямоугольник холста. Многократную проекцию от самого интимного, личного, с одной стороны, и грандиозного, непостижимого, с другой. - Так, значит, оно работает… (смеется). Ты сейчас использовал определение «грандиозный»… Моя цель – достигнуть этого смешения – глубоких, честных эмоций и одновременно грандиозной формы отстранения. И стать на шаг ближе к этой цели с каждой новой работой – значит для меня стать еще счастливее. - Звучит захватывающе. Ещё у меня такой вопрос: Ты оказалась на необитаемом острове, где есть абсолютно всё для комфортной жизни, ни о чём не нужно беспокоиться: ни о еде, ни о жилье. И есть превосходная мастерская, холсты любых размеров, самые лучшие инструменты, масло. И совершенно точно, что тебя никогда не найдут. Ты бы продолжила заниматься живописью? Кстати Анри Матисс отвечал на этот вопрос отрицательно. - Да, продолжила бы. К тому же утверждение о том, что меня никогда не найдут, будет постоянно подвергаться сомнению в моем уме. А в сомнительных ситуациях окунуться с головой в искусство – не самый плохой вариант. - А какую бы одну книгу ты взяла с собой и записи какого музыканта? - Начну с музыки – пусть это будет классика, самая базовая классика, основа основ, от которой всегда можно оттолкнуться. Теперь про книги – здесь все гораздо сложнее, я назову «Мастер и Маргарита», но не могу не возмутиться зверскими условиями задачи. - Хорошо, а что у тебя в ближайших планах и когда здесь, в Москве, зрители смогут увидеть твои работы, так сказать, живьём? - В ближайшей перспективе с московской публикой я буду лишь мысленно, поскольку до лета график уже расписан – новый год начался с выставки моих работ в Швейцарии, которая продлится до конца февраля. В марте откроется выставка в галерее Нью-Йорка, следом - ряд мероприятий во Флориде. Но я буду очень скучать по лучшему городу на Земле.