Президент Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина: Если у вас есть проблемы с ребенком, играйте с ним. В игре он вам все расскажет
В эфире сетевого вещания "Вечерней Москвы" эксперты обсудили, нужна ли психологическая экспертиза игрушек.Сейчас на прилавках магазинов можно найти самые разнообразные игры и игрушки для детей. У родителей зачастую разбегаются глаза, и они теряются, чем же в очередной раз порадовать своё чадо. Гости студии "ВМ" — исполнительный директор Национального родительского комитета, кандидат психологических наук, шеф-редактор журнала "Живая психология" Юрий Оболонский; детский писатель Владимир Сотников; президент Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина; доктор психологических наук, профессор, руководитель Центра игры и игрушки Московского государственного психолого-педагогического университета Елена Смирнова; воспитатель дошкольного отделения школы №283, член Профсоюза работников образования Москвы, победитель московского городского конкурса «Педагог года 2016» в номинации «Воспитатель года», лауреат всероссийского конкурса «Воспитатель года России 2016» Юлия Новоселова и заведующая Лабораторией образовательных инфраструктур, кандидат психологических наук Елена Иванова — поговорили о качестве и назначении современных детских игрушек. Исполнительный директор Национального родительского комитета, кандидат психологических наук, шеф-редактор журнала "Живая психология" Юрий Оболонский считает, что у данного товара для детей обязательно должны быть рекомендации психологов, а предприниматели в этой отрасли должны прислушиваться к мнению специалистов. — Информация, которую получает ребенок, идет в форме цвета, звука и так далее. Поэтому все сказки, которые слушает ребенок — это информация, которую закладывают в него с детства. Но не все они являются обучающими, — отметил эксперт. — Некоторые игрушки, которые бесконтрольно идут с запада, формируют психические отклонения. Мы не должны ориентироваться на предпринимателя, потому что они совершенно иначе смотрят на этот вопрос. Это целая модель бизнеса, которая ориентирована только на получение прибыли. Предпринимателю всё равно какое восприятие формируют эти игрушки, — подчеркнул Юрий Оболонский. Президент Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина рассказала об особенностях современных игрушек. — На данный момент на рынке представлено более 100 тысяч наименований игрушек. Стиль жизни в целом, мода, какие-то изменения в мобильности людей — всё это влияет на развитие и образ детской игрушки. В России 43 процента игрушек имеют контент, более половины из них подкреплено медиа персонажами. Игрушки, не имеющие такой основы, быстро теряют популярность, — отметила эксперт. Антонина Цицулина выразила мнение, что часто родители покупают игрушки детям для того, чтобы таким образом выразить свою любовь. Но, по словам эксперта, в данном случае важен не сам факт покупки игрушки, а игровой процесс, про который родители часто забывают. — Очень часто родители выбирают игрушку, как опредмеченную радость, чтобы сказать ребенку "я тебя люблю", чтобы порадовать его. Но игрушку не стоит покупать бездумно, особенно когда ребенок настойчиво просит. Всегда необходимо спрашивать у ребенка не просто что он хочет, а зачем и почему. Есть игрушка как предмет, а есть понятие игры. Это то, чего не хватает родителям во взаимоотношениях с детьми, на что стоит обратить внимание. Если мы вернемся к ценностям игры, то и игры станут правильными, и отношения с детей с родителями. Если у вас есть проблемы с ребенком, играйте с ним. В игре он вам всё расскажет, — подчеркнула Антонина Цицулина. Воспитатель дошкольного отделения школы №283, член Профсоюза работников образования Москвы Юлия Новоселова так же отметила, что качество и безопасность игрушки, безусловно, важны, но куда важнее общение между детьми и родителями. — Игра — это прежде всего средство. Если родители просто дали игрушку, но не показали как с ней надо играть, то развивающую функцию она в себе уже не несет. Родителям сейчас очень важно ценить те моменты, которые они проводят с детьми. Если взрослый человек сможет воспитать ребенка в игре, то воспитает себе друга и партнера, — подчеркнула Юлия Новоселова. Доктор психологических наук, профессор, руководитель Центра игры и игрушки Московского государственного психолого-педагогического университета Елена Смирнова выразила мнение, что современные игрушки отображают медиа. — На данный момент игрушки отображают все тренды, которые существуют в медиа. Самая полезная деятельность для дошкольника — это игра. Но сейчас игрушки зачастую направлены на то, чтобы формировать шок и удивление. В них уже ничего нельзя вложить и изменить. Они не несут своей основной функции — с ними нельзя играть, — подчеркнула Елена Смирнова. Заведующая Лабораторией образовательных инфраструктур, кандидат психологических наук Елена Иванова отметила, что родители часто покупают игрушки бездумно. — Родители зачастую покупают новую игрушку несколько раз в неделю. Часто их покупают для пассивного обладания, то есть просто,чтобы она была. Хотя запросы от родителей на развивающие игрушки тоже поступают, но при этом они должны быть такими, чтобы ребенок сам по себе в неё играл, а участие родителя при этом не требовалось. Миром детства надо интересоваться! И в первую очередь им должны интересоваться сами взрослые. Когда родитель захочет сам поиграть с ребенком, отпадет необходимость в постоянном обновлении игрушек, наладится контакт с родителем, — пояснила Елена Смирнова. Детский писатель Владимир Сотников выразил мнение, что ребенок в конечном итоге всё равно сам выбирает для себя забаву и нельзя ему что-то навязать. Писатель рассказал, что все персонажи для детей придумываются "вслепую". Нельзя искусственно придумать героя, который станет популярным у детей. — Наша работа по привлечению внимания детей к тем или иным вещам и оформлению их потребностей не должна носить обязательный характер, только рекомендательный. Чтобы создать что-то для детей, надо самому быть немного ребенком. Давайте сами будем как дети, — предложил Владимир Сотников.