Войти в почту

Музыка объединилась с живописью, связав воедино три эпохи

Хор гремит под сводами зала гимн неумолимой судьбе, а на стенах появляется колесо — символ изменчивой Фортуны. В воскресенье симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» соединил завораживающую музыку Карла Орфа и картины мастеров эпохи Возрождения. За проектом наблюдала корреспондент «ВМ». Сценическая кантата «Кармина Бурана» принесла немецкому композитору Карлу Орфу всемирную славу. Гимн Фортуне, владычице судеб, открывающий и завершающий это удивительное произведение, хотя бы раз в жизни слышал каждый. Но до сих пор в России кантату исполняют нечасто.— Карлу Орфу, как и многим другим, просто не повезло жить в эпоху нацистской Германии, — рассказывает Ярослав Красников, первая скрипка оркестра. — «Кармина Бурана» была написана в 1934 году. Когда Гитлер впервые услышал ее, его заворожила эта невероятная энергетика. Впрочем, авторитарной власти свойственно путаться в своих пристрастиях и симпатиях, так что в итоге кантату все-таки запретили. В этом году с момента первого исполнения легендарной кантаты исполняется 80 лет, так что нынешнее выступление для многих музыкантов и слушателей было особенным. Оркестр «Русская филармония» исполняет «Кармину» совместно с Государственной академической хоровой капеллой им. А. А. Юрлова и Детским хором Большого театра России. Сольные партии исполняют заслуженная артистка России, сопрано Эльвира Хохлова, заслуженный артист России, баритон Андрей Батуркин и тенор Александр Богданов. Отличительная черта проекта — совмещение музыки и живописи. Во время звучания кантаты на стенах зала оживают огромные видеопроекции картин кисти мастеров эпохи Возрождения: Сандро Боттичелли, Микеланджело Буонаротти, Рафаэля, Иеронима Босха, Питера Брейгеля. Так создатели проекта старались провести свой собственный круг, колесо времени от глубокой старины до начала ХХ века и сегодняшнего дня. — «Кармина» звучит здесь уже десять лет, и каждый раз мы исполняем «Кармину» с новым дирижером, — рассказывает Эльвира Хохлова. — И каждый из них трактует ее по-своему, а потому в итоге она всегда разная. В этом юбилейном для «Кармины» году дирижер идет очень близко к оригинальной партитуре. Он старается максимально приблизить наше исполнение к тому, первому, изначальному. Гинтарас Ринкявичюс, бессменный руководитель Литовского государственного симфонического оркестра, признается: возраст произведения на него не влияет. Главное — музыка, а не время. — В русском языке есть замечательный глагол — играть. Он одновременно означает и нечто очень серьезное, например игру на скрипке или игру актера на сцене, и нечто легкое, веселое, невесомое, как игра детей, — говорит дирижер. — Все это есть и в музыке Карла Орфа. Наверное, это и сделало «Кармину» самым популярным его произведением.

Музыка объединилась с живописью, связав воедино три эпохи
© Вечерняя Москва