На 73-м году жизни умер Георгий Тараторкин — лучший Раскольников кинематографа, исполнитель десятков других ролей в театре и кино, президент "Золотой маски". Родной Ленинград он покинул после съемок в картине классика советского кино Льва Кулиджанова. Тараторкина тогда утвердили на роль Раскольникова, хотя он не мог подняться с больничной койки — сильно болели ноги. Преодолев недуг, в 23, еще никому не известный актер сыграл свою главную роль жизни. "Преступление и наказание" — ошеломляющий успех. Предложения поработать в столице посыпались одно за другим. "Были разные варианты, предложения, например, от театра Моссовета — с очень конкретным, прерывающим мое дыхание предложением обращались — вновь встретиться с Раскольниковым. А ведь это же не роли! Персонажи Федора Михайловича Достоевского. Это судьбы, с которыми хочется проживать и свою жизнь", — говорил Тараторкин. Элегантность и врожденный аристократизм. Каждый, кто хоть раз лично общался с Тараторкиным, говорил: он — истинный интеллигент и на экране, и на сцене, и в жизни. В его кинобиографии — три десятка фильмов. Дебют — роль бомбиста-народовольца Игнатия Гриневицкого в фильме "Софья Перовская". Хотя людей из народа он играл редко, в основном — аристократов, персонажей из русской литературной классики, английских лордов и иностранцев. Но все-таки жизнью, стихией Тараторкина был театр. С 1974-го театр Моссовета — его дом, откуда он никуда и никогда не уходил. Его гримерная, цветы на столе. Теплые слова и едва скрываемые слезы поклонников и тех, кто делил с ним сцену. Последняя работа — "Римская комедия" по пьесе Леонида Зорина. Роль Диона. Виктор Сухоруков — его последний главный партнер по сцене, вспоминает, как совсем недавно спектакль с триумфом принимали в прибалтике. "Он работал с такой самоотдачей, с таким трепетом, с высочайшим профессионализмом, с честностью, совестливо и профессионально, так, что я уже на сцене понял: уходит, ему тяжело. И я даже руку и плечи его хватая в мизансценах в работе, оставлял воздух между мной и им, чтобы у него оставалась возможность сосуществовать в нашем тандеме легко и свободно", — вспоминает Сухоруков. Своим мастерством Тараторкин делился и со студентами. Вел курс во ВГИКе, выпустил замечательных актеров, хотя сначала долго отказывался. Уговорил старый друг актер Алексей Баталов. А еще 20 с лишним лет именно он руководил фестивалем и премией "Золотая маска" — летописью театральной жизни страны, как он сам любил говорить. "Этот человек, если он говорил, делал на все 100 процентов, иногда на 120. Не было 99. Надо ходить — ходил и делал свое дело", — отметил народный артист РСФСР, руководитель театра "Et Cetera" Александр Калягин. Кумир поколения, окруженный по жизни вниманием и славой, он всегда оставался естественным и скромным в любых обстоятельствах.