Добрая старая пленка надежнее цифры
2 февраля памятная дата в истории отечественного кино: ровно 80 лет назад, 2 февраля 1937 года, постановлением Совета народных комиссаров СССР был основан Госфильмофонд. Ныне в Госфильмфонде хранится более 70 тысяч лент. Его коллекция — самая большая в мире и занесена в книгу рекордов Гиннесса. О сегодняшнем дне кинохранилища, его проблемах и перспективах обозреватель «ВМ» беседует с генеральным директором Госфильмфонда Николаем Бородачевым. — Николай Михайлович, действительно ли сегодня любой человек может заказать у вас качественную копию? — Да. Нашей коллекцией пользуется весь мир. Много заявок на копии поступает из Скандинавии, из США и Европы. Частично взяв на себя функции Совэкспортфильма, мы стали большое внимание обращать на популяризацию коллекции и за рубежом, и в России. Достаточно сказать, что в 2016 году Госфильмофонд провел 110 мероприятий, в том числе в Вене, Марселе, Париже, греческих городах. Фильмы советского периода очень востребованы, но мы показываем и новейшее российское кино. — И каков на самом деле интерес за рубежом к современному российскому кино? — Немалый. На предпремьерных показах «Рая» Андрея Кончаловского и «Дамы Пик» Павла Лунгина были полные залы. — В самые трудные годы развала Советского Союза отделившиеся государства пытались «распилить» на составные части уникальный архив, но Госфильмофонд сумел сохранить коллекцию в неприкосновенности, прекрасно понимая, что хранение ее в достойном состоянии требует не просто специальных помещений, но и специалистов, и спецтехники, которой в этих республиках не было. — Отстоять фонды было очень сложно, но, слава богу, это нам удалось — и сейчас вся коллекция бывших советских республик находится у нас. Мы не делаем селекцию — это, мол, российский фильм, а это фильм бывших союзных республик — узбекский, грузинский, балтийский. Для нас «Все фильмы рождаются свободными и равными» - этот лозунг висит у нас, в Госфильмофонде. Храним, реставрируем, переводим на цифровой формат все и на абсолютно равных условиях. Благодаря этому картины находятся в хорошем состоянии, потому что мы следим за техническим новшествами, постоянно приобретаем самое лучшее и современное оборудование, у нас очень высокопрофессиональные специалисты. Еще ни разу не было замечаний. И именно это сегодня дает возможность по-новому выстраивать отношения с коллегами из других фильмотек. Сейчас нашей коллекцией активно интересуются прибалтийские республики. Приезжала делегация из Латвии, они хотят получить копии определенных лент, и они уже находятся в работе, подписан договор о сотрудничестве. Тоже самое делают литовцы. Были представители Эстонии, но, видимо, какие-то их финансовые трудности притормозили процесс переговоров. А недавно к нам приезжали японцы: мы отреставрировали их фильмы, а когда они их получили, то прислали нам благодарственное письмо, потому что они на таком высоком уровне просто не работают. — Лет десять назад в Госфильмофонде активно спорили, в каком виде лучше хранить фильмы — на пленке или на цифре? Что показало время? — Время — лучший эксперт. Сейчас мы сходимся во мнении, что лучшим носителем является кинопленка. Что бы кто ни говорил, цифра — хорошее прогрессивное явление, но она хороша для оперативной работы. Для хранения же цифра не годится. Поэтому мы храним все только на кинопленке. Кинематографу уже 120 лет, и человечество не изобрело лучшего носителя, чем пленка, так же как и бумага или холст художника. Но одновременно мы и на цифру всю коллекцию постепенно переводим. Вот, например, сейчас Андрей Кончаловский все свои картины переводит у нас на цифровой формат. Мы занимаемся и дубляжными копиями для Грузии. С негативов делаем им копии — лаванды, и уже шесть фильмов отправили. — А какой процент картин уже переведен на цифру? — Примерно процентов 40. К сожалению, нам не дали финансирования. Хотя были предложения, чтобы государство профинансировало оцифровку фильмов киностудии «Мосфильм» и картин Госфильмофонда, но этот вопрос до сих пор открыт, необходимые средства не выделяются. Так что мы потихоньку двигаемся в этом направлении своими силами. Слава богу, что тут у нас находятся авторские права, и поступающие от их реализации средства помогают оцифровывать и восстанавливать фильмы. — Что интересного есть среди последних ваших находок? — Наши специалисты нашли два фильма в США и один — в Париже. Это еще дореволюционные картины нашего российского производства, мы выясняем, кто мог быть их режиссерами, так как титры утрачены, но состояние картин приличное. Тема фильмов — развлекательная. Кроме того, нам поступило предложение от бывшей эмигрантки, у нее сохранилось более десяти российских фильмов, она предлагает приобрести их у нее, наши специалисты сейчас тоже этим занимаются. Ну и, наконец, мы восполнили пробел в отношении лент, произведенных с 1990 по 1994 годы. В это время в стране не существовало закона об обязательном экземпляре, передаваемом в Госфильмофонд. Картины были утеряны. Мы их разыскали у частных предпринимателей, и сейчас практически все они у нас. СПРАВКА Каждый год Госфильмофонд России проводит единственный в стране фестиваль архивного кино «Белые столбы». На него традиционно приезжают представители всех ведущих синематек мира. В этом году фестиваль в подмосковном Домодедове пройдет с 27 февраля по 4 марта.