Критические опыты. «Гордость и предубеждение» в МХТ им. А. П. Чехова: творческую пустоту раскрасили в розовый
Музыкальная премьера МХТ им. А. П. Чехова «Гордость и предубеждение» по роману Джейн Остин в постановке Алексея Франдетти еще до выхода наделала много шума.Как же — за дело взялся лауреат «Золотой маски»! Театр окрестил грядущую премьеру «мировой», и в итоге рыночная составляющая проекта успешна: билеты раскупают, иногда приходится давать по два спектакля в день. Но не все золото, что блестит. Рукотворный коммерческий успех, увы, не соответствует художественной ценности постановки. В центре повествования — девушка из не очень богатой семьи Джейн Беннет в исполнении Софьи Райзман. Ею увлекается надменный богач мистер Дарси — его играет Станислав Беляев. Они сначала плохо ладят, но к концу выясняется, что Дарси — порядочный и достойный человек. Он улаживает все проблемы семейства Беннет, разрушает домыслы о себе и счастливо женится на героине. Даже то, что на этот раз МХТ воссоздал классику без изменений, не реабилитирует постановку. Она быстро скатывается к передачам типа «Смех с доставкой на дом» с той лишь разницей, что вместо смеха здесь пение. В специально написанной музыке нет ни одной запоминающейся мелодии. И если к вокалу артистов претензий нет, то откуда у них столько глупых ужимок и карикатурной игры, понять трудно. Особенно обидно за мистера Дарси: Беляев наделяет главного героя такой внутренней пустотой, что любое проявление его чувств невыразительно и выливается в обильную жестикуляцию, жеманство. Это очевидно в его финальном объяснении с Джейн. Впрочем, те, кто не хочет кривляться, делают ставку на игру безликую и пресную. Даже странно видеть на сцене знаменитого театра такое безразличие актеров к своим героям. Приятное исключение составляет лишь Артем Волобуев в роли мистера Коллинза: он играет остро, это цепляет зрителя и освежает действие. Его появление незабываемо, но, к сожалению, краткосрочно. Удивляет и обилие художественных штампов. Например, о появлении Коллинза становится понятно, когда на заднике сцены под гром и молнию застывает его силуэт. То же самое придумали создатели фильма «101 далматинец» для своей героини по имени Стервелла. Сценографию Тимофея Рябушинского, выстроившего для спектакля подобие регулярного английского парка из искусственной, правда, травы, можно трактовать как еще одну цитату. Это отсыл к фильму «Алиса в Стране чудес» с Джонни Деппом, который многие смотрели и помнят беготню Алисы по этим лабиринтам из кустов, прямо как герои «мировой» премьеры. Понятно, что оригинальностью спектакль не блещет. Однако самое пошлое не это. Дело в том, что художник Анастасия Бугаева решила своими костюмами сделать всех... розовыми — кого-то меньше, как мистера Дарси, кого-то больше, как, например, самого брутального персонажа романа мистера Беннета в исполнении Ростислава Лаврентьева. Зачем-то нацепили мистеру Коллинзу ангельские крылышки — да-да, тоже розового оттенка. На таком фоне напрашивается вопрос: для кого это зрелище? Если для девочек, то перипетии сложные, для мальчиков — скучно, для взрослых — банально. Разве что для самих авторов «мировой». Им-то все понятно…