Тайный сюжет
Накануне XXIV Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля организаторы ещё раз напомнили, что «из одного Пушкина большой фестиваль не получается». Эти слова на пресс-конференции в здании Псковской областной администрации произнёс арт-директор нынешнего фестиваля Андрей Пронин. Я спросил у него: «Приглашали ли вы на фестиваль одного из создателей этого фестиваля и многолетнего участника Владимира Рецептера?» В октябре прошлого года вопрос об участии я задал и режиссёру Владимиру Рецептеру. «Это вопрос не ко мне, - ответил тогда руководитель театра «Пушкинская школа» Владимир Рецептер. - В Пскове есть самостоятельный театр со своим художественным руководителем, с дирекцией... Если захотят псковичи, то они что-нибудь сделают для этого. А не захотят - не страшно. Мы в Ташкент поедем». По словам Андрея Пронина, Владимира Рецептера на XXIV фестиваль приглашали, но он отказался «по техническим причинам». «Мы пошли на риск и отказались от откровенно коммерческой продукции»Каждый год организаторы, кто бы ими ни был, заявляют, что новый фестиваль будет чем-то особенным. В этом году мы тоже услышали, что Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль (он пройдёт в Пскове с 3 по 12 февраля 2017 года) будет особенным. Будет показано много совершенно новых спектаклей. По словам руководителя театрально-концертной дирекции Псковской области, кинорежиссёра Дмитрия Месхиева, «Пушкинский театральный фестиваль в этом году выходит на совершенно иной уровень». Более того, у фестиваля есть, по выражению Андрея Пронина, «тайный сюжет», а именно: «Религия и театр». «Мне надоели эти истории о конфликте театра и церкви, - пояснил арт-директор фестиваля. - Нет совершенно никакой конфронтации, если не раздувать её искусственно».Пресс-конференция проходила в режиме телемоста. В пресс-центре ТАСС в Петербурге находились участники будущего фестиваля: художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного театра «Мастерская» Григорий Козлов, директор театра «Кукольный формат» Елизавета Богословская и художественный руководитель Небольшого драматического театра Лев Эренбург. В Пскове кроме арт-директора фестиваля и театрального критика Андрея Пронина в разговоре участвовали Дмитрий Месхиев и директор фестиваля Марина Николаева. Из Екатеринбурга на несколько минут к разговору подключился режиссёр Семён Серзин.Разумеется, «из одного Пушкина большой фестиваль не получается» уже давно. В этом году в Пскове кроме Пушкина вспомнят о Толстом, Достоевском, Сухово-Кобылине, Островском, Аксакове, Булгакове… О русских классиках. Но важно не то, о ком вспомнят, а то, как вспомнят.Как сказал Андрей Пронин, в России есть новые хорошие спектакли по Пушкину, которые в Пскове показать нет никакой возможности – сцена не позволяет. Зато ничто не мешает сделать фестиваль более серьёзным («Мы пошли на риск и отказались от откровенно коммерческой продукции»). Действительно, если посмотреть на афишу, «откровенно коммерческой продукции», на первый взгляд, нет (в отличие от прошлого года, вспоминая «Золушка@Бал»). Вместо «Золушки» - «Снегурочка», то есть нечто совсем другое. Но это совсем не значит, что псковичи увидят классику только в её классическом виде.Сцена из спектакля «Пиковая дама», «Коляда-театр», Екатеринбург.По мнению Андрея Пронина, на фестивале будет как минимум «два алмаза». Один из «алмазов» – как раз спектакль «Снегурочка», поставленный в новосибирском театре «Старый дом» режиссёром Галиной Пьяновой. Этот спектакль - участник конкурса Российской национальной театральной премии «Золотая маска». В спектакле «драматические актёры извлекают музыку из бытовых предметов». «Снегурочка» поставлена на основе партитуры современного композитора Александра Маноцкова («На берендеях лежит проклятие: они наказаны немотой, не могут петь, только одной юной Снегурочке дан голос»). Участвовавшие в пресс-конференции театральные режиссёры, конечно, не берендеи, но «петь» о своих спектаклях они тоже были не предрасположены. Они считали, что их спектакли говорят сами за себя.Создатель петербургского театра «Мастерская» Григорий Козлов прорекламировал моноспектакль «Записки юного врача», тоже номинированный на «Золотую маску», в свойственном ему стиле: «Я всех приглашаю, только билеты на спектакль уже проданы. Так что я не знаю, зачем я это говорю…». Поставивший «Братьев Карамазовых» Лев Эренбург произнёс: «Я преклоняюсь перед талантом Достоевского, а самого Достоевского не люблю. Так что спектакль рождался в полемике…». Можно предположить, что полемики в этом году не избежать и на самом фестивале. Если не глядя оценивать спектакли, значащиеся в афише, то многие из них покажутся «экспериментальными». В одной из «Пиковых дам» (спектаклей с таким названием на фестивале будет три, включая псковский) обещали появление русских классиков, увлекавшихся азартными играми (Достоевского, Некрасова, Гоголя, Крылова). Анонсирован приезд таких людей как KLIM, Алёна Карась, Анна Главачева… Это напоминает недавние времена, когда псковским театром руководил Василий Сенин. Тогда псковский пушкинский фестиваль тоже был связан с такими людьми как KLIM, Алёна Карась, Анна Главачева… Но сегодня устроители пошли значительно дальше. Если в 2014 году KLIM прочёл только лекцию, то в 2017 году зрителям обещан его спектакль «Пушкин. Сказки для взрослых».Если в 2014 году KLIM забавлял и возмущал зрителей высказываниями о пушкинском театре и о Пушкине («Как бы нам ни казалось печальным, пушкинский язык – смесь французского с нижегородским», «Смерть Дельвига впрямую связана с Пушкиным. Пушкин заложил декабристов. Я могу это доказать. Но это ничего не значит», «Если перевести Пушкина на украинский, то получится Шевченко», «Пушкинский язык непригоден для театра. На пушкинском языке можно говорить не двигаясь» и т.д.),* то в 2017 году он покажет на Большой сцене Псковского академического театра драмы имени А. С. Пушкина трёхчасовой спектакль «Пушкин. Сказки для взрослых», в котором KLIM и Андрей Випулис (тренеры) и артист Александр Синякович в московском Центре драматургии и режиссуры «переосмыслили» «Сказку о попе и работнике его балде», фривольную поэму «Царь Никита и сорок его дочерей» и мрачную сказку «Жених». Зрителям на пресс-конференции пообещали «сказки Пушкина на музыку Мориссона», а в рецензиях пишут ещё и о том, что в этом спектакле лейтмотивом проходит песня Paint It Black группы Rolling Stones, а поэт (Пушкин?) первоначально напоминает молодого Мика Джаггера.Так что маленький карманный скандальчик, вызванный таким видением поэта, консервативному театральному Пскову обеспечен. Несмотря на то, что, как выражается Андрей Пронин, «постепенно, втягиваясь в ритм, изнеженный каботин, манерный кривляка преображается». Здесь важно, чтобы ценители Пушкина сумели преодолеть себя и досидеть до конца, дождавшись, когда тот самый каботин (плохой актёр, фигляр) превратится «в медиума, подключающегося к тайнам пушкинского творчества». Тем, кто в своём терпении не уверен, лучше на такие спектакли вообще не ходить. А то терпение может лопнуть в самый неподходящий момент.Сцена из спектакля «Пушкин. Сказки для взрослых», Центр драматургии и режиссуры, МоскваЕсли таким людям как KLIM понадобилась английская и американская рок-музыка, то режиссёр Борис Бирман в спектакле «Пушкин-Пушкин» или «кинПушкинПушкинПуш» петербургского Независимого театрального проекта ББТ кроме музыки Петра Чайковского воспользовался музыкой Исаака Дунаевского, Чарли Чаплина, африканским и русским фольклором, произведениями Абрама Терца, Даниила Хармса, Михаила Зощенко, Бориса Шергина и Аркадия Аверченко, смешав всё в такой пропорции, чтобы получился «кинПушкинПушкинПуш».Так что желающие могут увидеть «кинПушкинПушкинПуш» на сцене drampush.«Фестиваль сохранил лицо, но нашёл свою новую нишу» Театральная лаборатория Олега Лоевского, которая будет работать в дни фестиваля, псковским актёрам тоже знакома. Ещё до «реконструкции» - в 2010 году – в Пскове высаживался «Драмдесант» Олега Лоевского. На Малой сцене при переполненном зале псковскими актёрами читались пьесы современных драматургов: Ярославы Пулинович, Ивана Вырыпаева, Матея Вишняка и Натальи Ворожбит… Олег Лоевский тогда предоставил три варианта развития событий: 1) продолжить работу, 2) оставить всё как есть, 3) забыть как кошмарный сон. То же самое будет и на этот раз. Только вместо Вырыпаева и Ворожбит псковским актёрам предложат за несколько дней сделать три спектакля-эскиза по произведениям драматурга позапрошлого века - Пушкина. Спектакли-эскизы будут ставить режиссёры Пётр Чижов, Дмитрий Крестьянкин и Николай Русский. «Есть надежда, - сказал Андрей Пронин, - что если эти эскизы вызовут положительный отклик у зрителя, артистов и худрука театра, то они могут стать репертуарными постановками».Если спектаклей с названием «Пиковая дама» в фестивальной афише три, то спектаклей «Сказка о рыбаке и рыбке» - два. Одна рыбка из Москвы, из Музея-театра «Булгаковский дом», а другая из Петербурга, из Театра-цирка «Монгольфьери». Музей-театр и Театр-цирк. Зато режиссёр там и там Лариса Маркина. Когда говоришь, что это разные Ларисы Маркины – люди не верят, считают, что это какой-то цирковой номер. Лучший способ проверить и поверить – прийти и убедиться или развенчать миф. Например, «Булгаковскимй дом» обещает, что зрители увидят Старуху – «безвозрастную женщину с огромной любовью к жизни и нереализованным потенциалом». Среди зрительниц псковского театра тоже довольно много «безвозрастных женщин с огромной любовью к жизни и нереализованным потенциалом». Возможно, они найдут взаимопонимание.Фото: Сцена из спектакля «Снегурочка», театр «Старый дом», Новосибирск.Учитывая то, что «тайный сюжет» фестиваля – «Религия и театр», в Пскове проведут научно-просветительскую конференцию «Литургия и театр», а для наглядности покажут в Приказной палате Псковского кремля «Пещное Действо» (концертное исполнение ансамблем древнерусской музыки «Сирин»). Когда я спросил арт-директора фестиваля: «Были ли финансовые трудности?», Андрей Пронин уверенно ответил: «Они продолжаются, но мы находим решение». Ансамбль «Сирин» приедет на деньги спонсоров. «Пещное Действо», запрещённое ещё при Петре I, - это своего рода литургическая драма, религиозно-театрализованное представление истории чудесного спасения трёх отроков Анании, Азарии и Мисаила из огненной печи. Его до запрета проводили в русских городах, где находились кафедральные соборы. Самое известное его изображение, наверное, - это картина Николая Рериха «Пещное действо» и сцена «Пещное Действо» в Успенском соборе в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».Руководитель ансамбля «Сирин» Андрей Котов для сайта Православие.ру разъяснил, что такое «Пещное Действо»: «В Успенском соборе Московского Кремля убирали (разбирали) центральное паникадило, и вместо него на специальном блоке подвешивали «ангела», которого расписывали иконописцы. Он был сшит из яловичных кож… Выстраивалась и специальная пещь. Причём единственная сохранившаяся пещь (не в очень хорошем состоянии, но все же сохранившаяся, по крайней мере, в конструкции) находится в запасниках Русского Музея в Санкт-Петербурге. Это был большой амвон: резной, красивый, расписанный ликами Отцов и Праотцов Церкви, святых и ангелов. То есть, всё это было очень большим, серьёзным событием, которое готовилось заранее. И сам по себе день, когда совершалось Пещное Действо, весь этот день был посвящён событию Пещного Действа. В этот день вечерню служил патриарх. Певчие, неся с собой одеяния, приходили в келью патриарха и там одевались в отроков, в халдеев. У них были специальные знаковые одежды. Потом впереди патриарха они шествовали с пением стихов по Соборной площади в Успенский собор…»Так что когда-то в представлении участвовал даже русский патриарх. Но это было очень давно. Теперь патриарх предпочитает появляться на экране телевизора. В наше время «Пещное Действо» (церковный чин, совершавшийся по большим праздникам, который в Византии упоминается в X веке) восстанавливалось по крупицам с помощью теоретиков музыки. Были восстановлены все песнопения, а описание действа обнаружено в Чиновнике Успенского собора Московского Кремля.В конференции «Литургия и театр» (автор идеи и модератор - Алёна Карась, доцент РАТИ) кроме Андрея Котова примут участие композитор Александр Маноцков, священник Алексей Власов, протоиерей Павел Хондзинский, Анна Главачева, Маргарита Ваняшова, Алина Бодрова, Александр Лифшиц и Александр Кравецкий.Кроме того, в театральном медиахолле будут проходить лекции. Одна из самых неожиданных тем для пушкинского фестиваля – «Театр и ислам» (лекция казанского театроведа Нияза Игламова). Драматург, режиссёр, создатель и руководитель екатеринбургского «Коляда-театра» Николай Коляда проведёт творческую встречу, театровед и заместитель художественного руководителя Театра Наций Роман Должанский расскажет о спектакле «Сказки Пушкина» Роберта Уилсона (видеозапись спектакля тоже будет показана), писатель Майя Кучерская прочтёт лекцию «Записки расстриги»: об одном неосуществленном замысле Н. С. Лескова». Лекция историка театра, продюсера, драматурга, музыканта и режиссёра Константина Учителя называется «Пиковая дама»: Чайковский. Мейерхольд. Хармс»…Сцена из спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке», Музей-театр «Булгаковский дом», Москва.Всех участников фестиваля даже перечислить в одной статье сложно. Андрей Пронин признался: «Мы немножко прыгнули выше головы…». Он не уточнил – чья была эта голова.А откроется фестиваль двумя спектаклями «Коляда-театра» (Екатеринбург). Первый спектакль («Пиковая дама») по мотивам повести Пушкина, а второй («Фальшивый купон») – по мотивам повести Льва Толстого. Николая Коляду на пресс-конференции заочно представили как «непревзойдённого мастера народного театра». Коляда, оттолкнувшись от фразы Пушкина о том, что Германн был обрусевшим немцем, написал пьесу на двух языках – на немецком и на русском. Любители драматурга Коляды (а заодно и Пушкина) смогут услышать, как произведения обоих авторов звучат и на немецком тоже. Главная тема в спектакле: человек в чужой стране, пытающийся встроиться в эту жизнь.О надвигающемся фестивале Андрей Пронин выразился так: «Фестиваль сохранил лицо, но нашёл свою новую нишу». Что ж, в теории - сохранил и нашёл. Осталось проверить всё это на практике. Как выразился три года назад на своей лекции на пушкинском фестивале режиссёр KLIM (он же – Владимир Клименко): «Не путайте культуру и искусство. Культура – это то, что есть. Искусство – это шило в задницу».Есть массовое искусство – мыло, а есть шило… Иногда они меняются местами.