Войти в почту

Итоги Татарской секции Рождественских чтений

25 января 2017 в храме апостола Фомы в Москве, основанном принявшим мученическую кончину за Веру во Христа отцом Даниилом Сысоевым, при участии Византийского клуба впервые прошла Татарская секция Рождественских чтений (Вторая Православная Татарская Конференция). В ходе конференции православные татары Москвы и их гости отметили интенсивное развитие и рост процесса самоидентификации православных татароязычных общностей (кряшен, крещёных татар, крещен, нагайбаков), других этнических групп и отдельных лиц, относящих себя к православным татарам. Участники конференции указали на общероссийское и общеевразийское значение современного развития православной татарско-кряшенско-нагайбакской культуры, искусства и самосознания. Православная татарская культура — неотъемлемая составляющая культурной жизни России, Русского мира, Российской цивилизации. О современном татарском православном ренессансе, его исторических истоках и сегодняшних путях, общероссийском и всеевразийском смысле и значении исторического развития православной татарско-кряшенско-нагайбакской культуры рассказали в своих фундаментальных докладах протоиерей Максим Обухов, иеромонах Иннокентий Кильдеев, иерей Василий Мухаметшин, иерей Алексей Юсупов, иерей Иоанн Давлекамов и др. Об истории распространения христианства в тюркско-татарском мире рассказали в своих докладах потомок просветителя татар, отца Василия Тимофеева, Сергей Сидоров, а также ведущий программы «Актуальные христианские комментарии», председатель фонда поддержки христианских церквей «Международный фонд Христианская Солидарность», сопредседатель ассоциации «Христианство и ислам», эксперт «Византийского клуба» и «Ассоциации православных экспертов» Дмитрий Пахомов. Участники конференции подчеркнули необходимость более тщательного изучения истории православия среди тюркоязычных народов, в том числе важность глубокого исследования и систематизации сведений о святых и подвижниках благочестия, известных миссионерах. С докладами на эту тему выступили гости из Гагаузии и Молдавии — гагаузский священник отец Димитрий Киарогло и советник избранного президента Молдавии Игоря Додона — Владимир Букарский, а также другие участники мероприятия. На конференции были представлены заслуживающие особого внимания доклады об отношении православных христиан, особенно татарской их части, к «пророку ислама» — Мухаммаду. Важный доклад на данную тему прочитал сын известного мусульманского проповедника Валиахмета Садура известный православный татарский проповедник Давид Амир Садур. Участники конференции отметили, что православные татары никогда не противопоставляли себя татарам мусульманам. Они решают насущную задачу творческого сохранения и развития татарского духовного наследия. Значительная часть православных татар (новокрещёные татары, а также большинство представителей некоторых характерных групп крещёных татар, таких как молькеевские кряшены и др.), считают себя христианской частью двухконфессионального единого татарского народа. В ходе конференции, директором Византийского клуба Сергеем Лаковским было объявлено о намерении Византийского Клуба провести ранее запланированную в Стамбуле конференцию «Христианский Фактор в Тюркском Мире» в стенах Комратского Университета (Гагаузия, Молдова). Одним из важных моментов конференции было объявление о создании и регистрации православно-татарской церковной общины в Москве как церковной структуры с татарским языком и особенностями православного Богослужения. В ходе конференции православные татары призвали православные тюркоязычные народы к взаимной поддержке, взаимодействию и объединению, а также к консолидации тюркского мира в целом и его взаимообогащающему диалогу с другими народами. Документы: Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Ваше Святейшество! Мы, участники татарской конференции в рамках Рождественских Чтений 2017 года просим обратить Ваше внимание на проблему православных татар. Православие среди татарского народа и его предков существует с апостольских времён, и сегодня второй государствообразующий и второй по численности народ России — татары — двухконфессиональный народ. Православная часть татар является неотъемлемой частью Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), и составляет, по мнению экспертов, не менее 30% от общей численности татар. На этой секции мы обсудили вопросы, связанные с проблемами православных татар, и, в частности, мы выразили удовлетворение развитием национального самосознания православных татар, развитием Богослужения, татарского православного искусства (татарский христианский шамаиль и др.), татарской православной традиции, созданием православных кряшенских общин с татарским языком Богослужения. В течение последних лет, в том числе усилиями принявшего мученическую кончину о. Даниила Сысоева, в Москве развивается созданная им в 2002—2003 годах Московская татарская православно-христианская община, и мы бесконечно рады проведенной в этом году татарской секции Рождественских чтений и благодарны лично Вам за возможность её проведение. Община динамично развивается уже около 15 лет, число православных татар постоянно пополняют воцерковляющиеся люди, не только из этнических православных татар (крещёных татар, крещен, кряшен, нагайбаков и др.), но и из т.н. этнических татар мусульман или безрелигиозных татар, которые приходят к Вере Христовой (новокрещёные татары, новокрещены, новокряшены), а также рождённые в т.н. «смешанных» браках (в 80% случаев дети, рождённые в т.н. «смешанных» семьях выбирают Православие). Община функционирует в двух пространствах — в церковном и общественном, представлена в общетатарских организациях и регулярно участвует в общетатарских мероприятиях. В связи с изложенным, на конференции православных татар было принято решение о создании татарского православного приходского собрания и мы просим Вашего благословения на его деятельность, в том числе на его регистрацию как татарского православного прихода. При этом мы просим обратить внимание, что деятельность Московской татарской православно-христианской общины не направлена ни против татар-мусульман, ни на раскол татарского народа, а на удовлетворение нашего запроса, естественного права каждого молиться на родном языке и развитие и продвижение имеющей свои локальные особенности на местах татарской православной традиции в Богослужении и в быту, культуры и искусства (татарский христианский шамаиль и др.). Просим Ваше Святейшество подержать православную часть татар, второго по численности народа России, который в силу исторических причин находится на грани исчезновения. Мы просим Вас восстановить те связи крещёных татар с Русской Православной Церковью, которые имелись в прошлом и восстановить окормление нашего народа на татарском языке, рассмотреть вопрос о рукоположении татароязычного викарного епископа для всех татарских (кряшенских, нагайбакских и др.) приходов с резиденцией в Москве, а также благословить создание и регистрацию православной татарской общины в Москве. Мы также обращаем Ваше внимание на возможность широкого использования родных языков, разных диалектов, многоязычия, местных и национальных обрядовых особенностей в Богослужении и в быту, развитие татарского православного искусства, такого как христианский шамаиль и др. Считаем также немаловажным вопрос о возможности использования родных имен при крещении, не внесенных в святцы. Наименование крещаемых по святцам есть российская традиция благочестия, но не церковный канон, обязательный к применению, если крещаемый хочет сохранить имя на национальном языке, а выбрать небесного покровителя по своему желанию, что соответствует общепринятой практике в других православных странах. Одним из способов достижения наших целей мы считаем введение факультативных курсов для семинаристов, владеющих татарским языком, а также встраивание этнокультурного компонента в систему подготовки священнослужителей. Также мы обращаемся к Вашему Святейшеству с просьбой поспособствовать и оказать всяческое содействие в возвращении и передаче Русской Православной Церкви исторического здания Казанской центральной крещёно-татарской школы, основанной в 1864 году великими просветителями татар Николаем Ильминским и отцом Василием Тимофеевым. Данное строение дорого сердцу каждого православного татарина как память о наших духовных предшественниках, мы хотим, чтобы оно было не просто символом и памятью, но продолжило выполнять своё изначальное предназначение, чтобы в его стенах было возобновлено христианское просвещение представителей татароговорящих и тюркоговорящих общностей: кряшен, нагайбаков, чулымцев и других. Возрождённая Казанская центральная крещёно-татарская школа может функционировать в системе православной гимназии с этнокультурным компонентом с интернатом для детей из сельской местности, малообеспеченных детей или детей-сирот. Мы, православные татары, также просим Ваше Святейшество рассмотреть вопрос о возможности и подготовке к канонизации в лике святых особо почитаемых православными татарами лиц: хана Сартака (по некоторым данным отравлен по приказу дяди — хана Берке за исповедование Христианства), Фатимы-Султан-Бинем-Сеитовны касимовской ханши (по слухам на момент смерти задушена ночью собственными придворными за намерение принять Православие), Николая Ильминского и отца Василия Тимофеева (великие просветители татар), основателя Московской татарской православно-христианской общины отца Даниила Сысоева (убит за Веру Христову), Евгения Родионова (убит за отказ снять крест) и некоторых других. Современная православная татарская идентичность в России и её развитие Мы, православные татары, выражаем удовлетворение начавшимся процессом самоидентификации православных татароязычных общностей (кряшен, крещёных татар, крещен, нагайбаков) и других этнических групп и отдельных лиц, относящих себя к православным татарам, а также которые учитываются или ранее учитывались в составе татарского народа, развитием православной татарско-кряшенско-нагайбакской культуры, искусства и самосознания. Мы выражаем удовлетворение регулярным проведением Богослужений на татарском языке, а также состоявшейся панихидой по крещёным ханам Великой Булгарии, тюркских государственных образований, Великой Татарской (Монгольской) Империи, Золотой Орды, татарских ханств, орд, княжеств, улусов и будем продолжать их поминовение как крещеных, преставившихся в «надежде Воскресения и Жизни Вечныя». Татарская православная идентичность ведет свое начало от апостольской проповеди и её развития среди народов — предков татар и других родственных народов, в том числе племён Великой Булгарии, Дешт-и-Кипчака (впоследствии Улуса Джучи, Золотой Орды), Кереитского Ханства и др. Мы уверены в том, что с тех пор Христианство в тюркско-татарском мире не прерывалось и молитвы Триединому Богу возносились на нашем родном языке сотни лет. На сегодняшний день Православие широко представлено в тюркоязычном мире и Богом прославлен сонм святых тюркского и татарского происхождения, хотя судьба тюркоязычных народов сложилась иначе, чем других. Мы, православные татары, являемся частью общероссийской политической нации (русской цивилизации), но не отрываемся от своих корней и не противопоставляем себя татарам-мусульманам. Мы всеми силами стараемся сохранить язык, культуру, традиции в этническом многообразии нашей земной Родины. Мы также считаем, что необходимо продолжать национальное, культурное, церковное развитие татарского народа. Мы поддерживаем все усилия по возрождению молитвенного и литургического татарского языка и призываем православных татар не отказываться от своей национальной идентичности и сохранять свою культуру. Мы выражаем благодарность священноначалию Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) и администрации республик Татарстан и других регионов России за признание, понимание и поддержку. С нашей стороны требуется продолжать развитие татарского языка и его диалектов как языка молитвы, сохранение татарско-кряшенско-нагайбакской культуры, развитие и продвижение, как в Богослужебной практике, так и в быту, татарской православной традиции и искусства, в чем мы рассчитываем на поддержку наших соотечественников. Мы призываем православных татар к взаимной поддержке и объединению и взаимодействию, с православными тюркоязычными народами (гагаузы, чуваши, якуты и др), а также к диалогу с тюркским миром в целом. Кроме того, мы подчёркиваем необходимость более тщательного изучения истории Православия среди тюркоязычных народов и их предков, в том числе считаем важным изучение и систематизации сведений о святых и подвижниках благочестия, известных миссионерах. Мы также обращаем внимание на возможность широкого использования родных языков, разных диалектов, многоязычия, местных и национальных обрядовых особенностей в богослужении и в быту, развитие татарского православного искусства, такого как христианский шамаиль и др. Считаем немаловажным вопрос о возможности использования родных имен при крещении, не внесенных в святцы. Наименование крещаемых по святцам есть российская традиция благочестия, но не церковный канон, обязательный к применению, если крещаемый хочет сохранить имя на национальном языке, а выбрать небесного покровителя по своему желанию, что соответствует общепринятой практике в других православных странах. Одним из способов достижения этой цели мы считаем введение факультативных курсов для семинаристов, владеющих татарским языком, а также встраивание этнокультурного компонента в систему подготовки священнослужителей. Также мы обращаемся к священноначалию Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) и руководству Республики Татарстан с просьбой поспособствовать и оказать всяческое содействие в возвращении и передаче Русской Православной Церкви исторического здания Казанской центральной крещёно-татарской школы, основанной в 1864 году великими просветителями татар Николаем Ильминским и отцом Василием Тимофеевым. Данное строение дорого сердцу каждого православного татарина как память о наших духовных предшественниках, мы хотим, чтобы оно было не просто символом и памятью, но продолжило выполнять своё изначальное предназначение, чтобы в его стенах было возобновлено христианское просвещение представителей татароговорящих и тюркоговорящих общностей: кряшен, нагайбаков, чулымцев и других. Возрождённая Казанская центральная крещёно-татарская школа может функционировать в системе православной гимназии с этнокультурным компонентом с интернатом для детей из сельской местности, малообеспеченных детей или детей-сирот. Мы, православные татары, также просим священноначалие Русской Православной Церкви рассмотреть вопрос о возможности и подготовке к канонизации в лике святых особо почитаемых православными татарами лиц: хана Сартака (по некоторым данным отравлен по приказу дяди — хана Берке за исповедование Христианства), Фатимы-Султан-Бинем-Сеитовны касимовской ханши (по слухам на момент смерти задушена ночью собственными придворными за намерение принять Православие), Николая Ильминского и отца Василия Тимофеева (великие просветители татар), основателя Московской татарской православно-христианской общины отца Даниила Сысоева (убит за Веру Христову), Евгения Родионова (убит за отказ снять крест) и некоторых других.